Тренд на снижение сохранится: дилеры и дистрибьюторы делятся прогнозами на вторую половину года

Первые шесть месяцев года позади. Они получились непростыми, и, пожалуй, уже в феврале было понятно, что изначальные ожидания в отношении авторынка не сбудутся. Комитет автопроизводителей АЕБ в начале июля пересмотрел свой годовой прогноз в сторону понижения. Тем временем мы попросили ведущих участников рынка дать более подробную оценку состоянию отрасли, поделиться прогнозами на вторую половину года и рассказать о том, какие шаги они предпринимают в ответ на негативные тенденции



Прямая речь


Такеши Исогая, Тойота Мотор

Такеши Исогая, президент «Тойота Мотор»

Причинами снижения объемов продаж по итогам первой половины 2014 года можно назвать реакцию покупателей на повышение цен на продукцию ряда автопроизводителей, а также общее замедление экономического развития в России. На данный момент мы прогнозируем сокращение рынка по итогам 2014 года до уровня 2,5 миллиона автомобилей (-10% к 2013 году).

В то же время «Тойота Мотор» удалось не только сохранить позиции, но и упрочить их: в I полугодии продажи новых автомобилей Toyota и Lexus выросли на 5,8%, а доля компании на рынке повысилась на 0,9% и составила 6,9%. Такие результаты обусловлены успехом стратегии, направленной на позиционирование бренда Toyota на стыке массового и премиального сегментов и на омоложение аудитории бренда Lexus. Также росту продаж способствовала конкурентоспособность наших моделей в сегменте SUV. Мы ожидаем, что в 2014 году в России будет реализовано около 171 000 автомобилей Toyota и Lexus, что соответствует объемам продаж по итогам прошлого года.

В конечном итоге наши результаты – это всегда отражение доверительных партнерских отношений между «Тойота Мотор» и дилерской сетью. Мы продолжим осуществлять гибкие поставки, не допускать затоваривания складов дилеров и наблюдать за ситуацией на рынке.




Денис Петрунин, Хендэ Мотор СНГ

Денис Петрунин, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

Во второй половине года спад продаж продолжится и составит к концу года около 12%. Мы видим, что общее замедление российской экономики приводит к сокращению доходов населения и снижению покупательской активности, что служит основным негативным фактором для автомобильного рынка. Без помощи государства в вопросе увеличения сбыта автомобилей посредством специальных программ мы вряд ли сможем ожидать ощутимого роста спроса в IV квартале. В особенности на фоне эффекта, который дало субсидирование автокредитов в 2013 году.

Реагируя на состояние рынка, «Хендэ Мотор СНГ» год назад перешла на систему дилерского заказа производства автомобилей, которая помогает поддерживать баланс спроса и предложения. В настоящее время мы прежде всего стараемся сдерживать рост цен на нашу продукцию. Одновременно продолжаем развивать модельный ряд: в частности, мы представили рестайлинговую версию Solaris, а также начали продажи второго поколения седана Genesis. Кроме того, весомый вклад в развитие нашей премиальной бренд-стратегии внесет скорое открытие Hyundai Motor Studio в центре Москвы на Новом Арбате. Мы уверены, что это оригинальное мультимедиа-пространство увеличит популярность и премиальность марки.




Николай Груздев, Автомир

Николай Груздев, генеральный директор ГК «Автомир»

Авторынок России достиг стадии зрелости, бурный рост продаж прошлых лет завершился. Как и любой зрелый рынок во всем мире, он жестко коррелирует с экономической ситуацией в стране. Лучше состояние экономики – продажи автомобилей растут, тревожные ожидания – спрос на автомобили падает. С конца прошлого года идет рецессия, на фоне которой мы наблюдаем в продажах автомобилей медленный нисходящий тренд.

В I квартале 2014 года был локальный всплеск продаж, вызванный паникой в связи с резким изменением курса рубля. Вернее, спрос перераспределился и многие клиенты совершили покупку ранее, чем планировали. Сейчас обратный отток спроса. Но в целом по году мы прогнозируем снижение в районе 12% и согласны с прогнозом АЕБ.

Ситуация с продажами в «Автомире» схожа с общерыночной. Мы понимаем, что это не очередная волна кризиса, а новые реалии бизнеса, в которых придется находиться еще очень долго. Мы сложившуюся ситуацию ожидали и планомерно проводили работу по оптимизации площадей, товарных запасов, избавлялись от дорогих стоянок и в целом повышали эффективность операционной деятельности. Наученные опытом прошлых сложных периодов, мы предпочитаем плавные эволюционные подходы, нежели резкие антикризисные развороты.




Андрей Блохин, Дженсер

Андрей Блохин, директор по развитию ГК «Дженсер»

Сейчас в автомобильной отрасли наблюдается стагнация с небольшим трендом на снижение объема продаж. Это предсказуемый результат, так как спрос на новые автомобили напрямую зависит от экономической ситуации в стране, а она в настоящее время ухудшается. Мы видим, что банки ужесточают требования к заемщикам, одновременно с этим повышают ставки по автокредитам, тем самым затрудняя доступ к финансированию покупок. Кроме того, сами потребители становятся осторожнее в вопросе приобретения новых автомобилей – налицо тенденция к увеличению срока владения транспортными средствами. По итогам 2014 года мы ожидаем сокращения российского рынка на 15%, то есть немного больше, чем прогнозирует Комитет автопроизводителей АЕБ.

В работе ГК «Дженсер» на первое место сейчас выходит взаимодействие с импортерами. В первой половине года все бренды подняли цены, при этом на многих из них давят производственные планы, которые превышают существующий на рынке спрос. Мы стараемся постоянно информировать своих партнеров о текущей ситуации и вести диалог о корректировке планов, чтобы избежать затоваривания складов.

Внутри компании мы ищем пути повышения эффективности. Мы понимаем, что наш самый ценный ресурс – это сотрудники. Воспитать настоящего профессионала очень сложно, а потерять можно в один миг, поэтому прежде всего мы делаем все возможное, чтобы сохранить наш кадровый состав и избежать сокращений. Оптимизация персонала – это последнее, что мы предпримем в случае ухудшения ситуации, ведь существует множество других вариантов сокращения издержек и поддержания рентабельности, и в первую очередь нужно использовать их.




Вячеслав Зубарев, ТрансТехСервис

Вячеслав Зубарев, председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис»

Учитывая статистику, в настоящее время можно все-таки говорить о некоторой негативной тенденции. Судите сами: падение авторынка России в июне составило почти 20%, в нашем холдинге продажи сократились на 14,5%, в мае показатели были равны 12% и 11% соответственно.

Отрицательная тенденция на рынке сохранится, но при этом ухудшения динамики мы не ожидаем. В целом, на наш взгляд, снижение продаж во II полугодии по сравнению с 2013 годом составит от 10% до 20%. Очевидно, что среди факторов, влияющих на рынок, будут как политические и экономические процессы в России и мире, так и маркетинговые стратегии автопроизводителей. Если негативные тенденции сохранятся, свою роль могут сыграть финансовые трудности у некоторых компаний, из-за чего у них будут проблемы с выполнением обязательств и перед партнерами, и перед клиентами.

ГК «ТрансТехСервис» до конца 2014 года откроет шесть новых автоцентров. Это проекты, начатые еще несколько лет назад. В отношении новых инвестиций мы сейчас осторожны. Пик активности остался позади, рынок уже достаточно насыщен, новые дилерские центры все сложнее окупаются, поэтому с новыми объектами мы пока не торопимся. С учетом сложившейся ситуации на автомобильном рынке мы в настоящее время сосредотачиваемся на внутренних процессах и повышении эффективности бизнеса. Активно изучаем передовой опыт лидеров, причем не только в автомобильной отрасли. Например, мы внедряем у себя многие элементы системы управления, принятой в Сбербанке. Они эффективно работают в любой компании, нацеленной на высокий уровень клиентоориентированности.




Сергей Киселев, Ключавто

Сергей Киселев, директор по продажам и маркетингу ГК «Ключавто»

Мы разделяем мнение большинства экспертов: российский авторынок в 2014 году ожидает негативная тенденция, снижение составит порядка 15%. Ситуация может меняться от региона к региону, но общая картина похожа. Это будет непростой год для автодилеров, особенно для мелких игроков рынка.

Если I квартал 2014 года можно назвать успешным, что во многом связано с колебанием валютных курсов и желанием потребителя успеть приобрести автомобиль до повышения цен на модельный ряд, то II квартал получился достаточно тяжелым. Впрочем, есть все основания полагать, что вторая половина года пройдет более спокойно. Осень традиционно сопровождается повышенным спросом, и, по нашим прогнозам, в III и IV кварталах мы получим продажи, идентичные двум предыдущим периодам.

Компания «Ключавто» одна из немногих в России даже в самые кризисные периоды не останавливалась в своем развитии, продолжая расширять дилерскую сеть. Общий рост наших продаж по итогам шести месяцев 2014 года составил более 20%. Ситуация на рынке сегодня не настолько критична, чтобы откладывать реализацию и запуск новых проектов. В частности, во втором полугодии автохолдинг запустит дилерские центры Toyota и Lexus в Новороссийске, Mercedes-Benz и Hyundai в Краснодаре.

Традиционно основными задачами при снижении спроса становятся работа над снижением остатков на складах, повышение конверсии, внедрение привлекательных предложений и услуг на рынке. Также компания усиливает работу в развитии услуги trade-in, которая показывает хорошую тенденцию роста. Мы открываем новые площадки и точки продаж автомобилей с пробегом. Помимо этого, усиливаем направление корпоративных продаж.


Напомним, что в июле также были опубликованы уточненные прогнозы АЕБ и «АвтоБизнесРевю», а в августе свой прогноз пересмотрела и PricewaterhouseCoopers.

Сергей Баранов,
«АвтоБизнесРевю»

22 июля 2014
  • Комментарии 0
  • Посещения 16057

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте