Контракты заморозили до осени

Как выяснил «Ъ», правительство заморозило подписание новых специнвестконтрактов (СПИК) первой версии — по схеме Минпромторга. По поручению вице-премьера Дмитрия Козака, имеющиеся 63 заявки будут тщательно проверены. По данным «Ъ», чиновника не устроила непрозрачность механизма. Новая версия СПИК 2.0 будет готова осенью, в ней предусмотрены конкурсы инвесторов. Пауза с подписанием СПИКов может задержать ряд крупных контрактов, в том числе с Renault, Nissan и АвтоВАЗом, а также строительство завода двигателей Hyundai в Петербурге.


Глава Минпромторга Денис Мантуров 10 июля сообщил о готовности подписать СПИК с Renault, Nissan и подконтрольным им АвтоВАЗом. Подробности не раскрываются, в АвтоВАЗе заявили, что альянс «обсуждает возможные сроки и условия подписания СПИКа с РФ и регионами», что может занять «несколько месяцев». Гендиректор «Рено Россия» Андрей Панков рассказал, что СПИК с группой инвесторов позволит объединить инвествозможности и потребности в компонентах. Он отметил, что законодательство не позволяет подписать групповой СПИК, и просил поддержки Дениса Мантурова в этом вопросе. Вильгельмина Шавшина из юрфирмы DLA Piper отмечает, что прямого запрета нет, но при такой «многосубъектности» возникает проблема, как распределять обязательства и ответственность инвесторов.

В 2018 году у автоконцернов начинают истекать соглашения о промсборке, которые позволяли при локализации производства в РФ ввозить автокомпоненты по сниженным пошлинам. Концепция СПИКов от Минпромторга фиксирует льготы (по налогам на прибыль, имущество) на десять лет, концерны обязаны инвестировать в производство, использовать российские компоненты, часть продукции экспортировать и т. д. Минпромторг определил девять «критических операций» для локализации, за них можно получать баллы, по числу которых определяется объем господдержки. СПИК первой версии индивидуализирован по отношению к инвестору.

Но, как говорят источники «Ъ», подписание СПИКов по схеме Минпромторга сейчас заморожено. Вице-премьер Дмитрий Козак (курирует промышленность) наложил временный мораторий на это, говорит один из собеседников «Ъ». По его словам, у чиновника возникли вопросы к прозрачности процедуры и целесообразности ряда контрактов. «Также в правительстве думают, что делать с механизмом при повышении НДС, — говорит он. — Неизменность Налогового кодекса привлекает инвесторов, но это огромный объем выпадающих доходов бюджета». В промышленном блоке правительства Петербурга (СПИК с Hyundai по заводу двигателей должны подписать в третьем квартале) заметили, что «вице-премьеру нужно время разобраться, что это за инструмент, как он действует по уже заключенным СПИКам». Собеседник «Ъ» говорит, что в Смольном надеются в течение месяца возобновить заключение СПИКа. Источник «Ъ» в правительстве РФ подтвердил, что подписание СПИКов приостановлено, «хотя формализованного решения не было».

При этом к осени правительство должно представить новый механизм СПИК 2.0, сообщал накануне Дмитрий Козак. По его словам, «важно обеспечить открытость и предсказуемость государства для бизнеса, стабильные условия бизнеса». К работе будут привлечены региональные и муниципальные власти, добавил вице-премьер. Но для тех, кто уже заключил СПИКи, все предусмотренные условия будут выполнены, заверил он.

Представитель Дмитрия Козака рассказал «Ъ», что механизм СПИК 2.0 заменит существующий: «По действующему механизму прием заявок остановлен. В Минпромторге порядка 63 заявок, но есть поручение господина Козака тщательно проверить их, возможно, некоторые будут удовлетворены и подписаны по существующему механизму».

В рамках СПИК 2.0 принят вариант, по которому контракт допускается только по итогам публичного конкурса проектов по созданию продукции, не имеющей аналогов в РФ, а также по созданию и модернизации предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, рассказал собеседник «Ъ», близкий к господину Козаку. Он отмечает, что к осени Минфин и Минэкономики доработают детали СПИК 2.0, но детали о неизменности налоговой нагрузки пока не обговаривались. В Минфине заявили, что вопрос рассматривается, но неповышение НДС для заключенных СПИКов приведет не к выпадающим доходам бюджета, а к недополученным. Госпожа Шавшина полагает, что «норма о неухудшении налоговой нагрузки, вероятно, останется и в СПИК 2.0, вопрос только в том, как быстро компании их подпишут — до роста НДС или после».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №120 от 11.07.2018

Авторы: Ольга Никитина, Елена Большакова, Яна Войцеховская

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 июля 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 6131

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте