Смягчающие обязательства

Начатая по инициативе вице-премьера Дмитрия Козака реформа господдержки промышленности начала смягчаться. Она больше не предполагает полной отмены более 50 отраслевых программ — решения будут приниматься индивидуально. Это шаг навстречу Минпромторгу, который, со своей стороны, определился с цифровыми параметрами реформы. Для получения универсальной субсидии от ряда отраслей, например химпрома и металлургов, не потребуется усилий — их экспорт уже выше целевых объемов. Другим — автопрому, сельхозмашиностроению — придется увеличить экспорт более чем вдвое. При этом в первые годы реформы компании получат гораздо меньше средств, чем сейчас.


Минпромторг опубликовал проект постановления правительства о реформе господдержки промышленности, инициированной Дмитрием Козаком. Как писал «Ъ» 29 и 30 ноября, схема заменит существующие отраслевые программы поддержки спроса и экспорта уже в 2019 году, перейдя к единой субсидии под обязательства увеличить поставки за рубеж. Для получения субсидии компании должны составить корпоративные программы международной конкурентоспособности (КПМК).

Хотя в драфте проекта содержался перечень более 50 отраслевых госсубсидий, которые будут отменены, теперь этого списка нет: как писал «Ъ» 10 декабря, все еще обсуждается сохранение ряда целевых программ. Вице-премьер уже пошел на уступки Минпромторгу и решил сохранить субсидию на транспортировку продукции с условием ее привязки к целям по экспорту (проект также опубликован на regulation.gov.ru). Кроме того, министр Денис Мантуров 10 декабря объявил о сохранении адресных мер поддержки спроса в автопроме.

Общий объем субсидий до 2024 года в рамках нацпроекта по поддержке экспорта зафиксирован на уровне 420 млрд руб. По данным «Ъ», из периметра исключена субсидия на транспортировку, общее финансирование сокращается на 15 млрд руб., из оставшегося 202,5 млрд руб. идет на КПМК.

Но средства неравномерно распределены по годам, отмечает собеседник «Ъ» в правительстве, основные объемы приходятся на вторую трехлетку. В итоге финансирование может резко упасть. Так, глава РСПП Александр Шохин в письме вице-премьеру оценивал объем субсидий в 2019 году в 8 млрд руб., в 2020 году — 6,9 млрд руб., в 2021 году — 15,2 млрд руб.

Наибольший объем средств получит машиностроение — 36,9%. Из них больше половины (61,5%) выделяется автопрому, еще 15% строительно-дорожному, пищевому и сельхозмашиностроению, 6,3% — на судостроение, энергомаш — 5,7%, нефтегазовое и тяжелое машиностроение — по 2,9%.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №228 от 11.12.2018

Авторы: Ольга Никитина, Анастасия Веденеева, Никита Щуренков, Анатолий Джумайло, Анастасия Мануйлова, Ольга Мордюшенко

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 декабря 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 4549

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте