Запчасти собирают в спецфонд

Как выяснил «Ъ», попытка Минпромторга ужесточить доступ автоконцернов к господдержке столкнулась с необходимостью доработки стратегии развития отрасли автокомпонентов. Автоконцерны не готовы сами привлекать поставщиков в РФ, чтобы исполнить требования ведомства, и ждут стимулов от правительства. Одним из них в рамках стратегии может стать фонд поддержки отрасли с участием государства и концернов — идея, по данным «Ъ», заинтересовала Минпромторг.


ФАС направила в Минпромторг негативный отзыв на проект поправок, ужесточающих постановление правительства №719 от 2015 года (описаны технологические операции, наличие которых дает машиностроителям доступ к госсубсидиям), рассказали собеседники «Ъ» в автоконцернах. Как сообщили «Ъ» в ФАС, служба обратила внимание Минпромторга на то, что заявляемые в постановлении требования должны коррелировать с целями и задачами стратегии развития автокомпонентной отрасли — именно эти два документа определяют развитие автопрома. Между тем, как рассказали «Ъ» в ФАС, стратегия еще не готова. Как писал «Ъ» 3 августа, проект поправок внесен в рамках плана мероприятий по развитию алюминиевой промышленности до 2023 года, он предполагает усиление требований по локализации и изменение системы подсчета ее уровня.

В Минфине «Ъ» сообщили, что пока рассматривают проект, в Минэкономики не ответили «Ъ». Источник «Ъ» в правительстве отметил, что изменения вызвали «бурное обсуждение» между Минпромторгом и другими ведомствами, а также автоконцернами. В Минпромторге говорят, что проект постановления внесен в правительство, а поправки и «разработка концепции развития автокомпонентной отрасли РФ — части одного комплекса работ по формированию промполитики и достижению целевых показателей стратегии развития автопрома до 2025 года».

Собеседники «Ъ» на рынке считают замечание ФАС обоснованным. По словам одного из них, часть требований проекта постановления фактически относится не к производителям, а к поставщикам автокомпонентов: «Крупные концерны производят двигатели и коробку передач, а большинство компонентов (например, электронику, сиденья) — сторонние поставщики, иногда аффилированные с автопроизводителем». Так Минпромторг перекладывает ответственность за привлечение в РФ поставщиков автокомпонентов на концерны, не обеспечивая стимулов, считает он. Другой источник «Ъ» говорит, что в РФ нет компонентной базы, особенно второго и третьего уровня. Ввоз готовых компонентов в РФ сегодня выгоднее импорта их частей и локализации, отмечает еще один собеседник «Ъ». Один из источников «Ъ» указывает на общий тренд глобализации поставщиков, из-за чего компонентов стало ввозиться больше.

Глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов поясняет, что импортировать в РФ дешевле, например, готовый нейтрализатор, так как на него нулевая пошлина, кроме того, при устаревании модели нужна переоснастка компонентного производства. По данным E&Y, импорт компонентов в 2017 году составлял 51% в производстве автомобилей в РФ, а в 2013 году — 37%, то есть импорт машин заместился импортом компонентов. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отметил, что для организации локального производства части компонентов рынок не может обеспечить объем спроса.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №160 от 05.09.2018

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

5 сентября 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 5369

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте