Сергей Вятченков: «Сибирь – это центр прибыли»

В интервью «Континенту Сибирь» директор по развитию ГК «Автомир» Сергей Вятченков рассказал, правда ли, что в будущем автодилеры будут зарабатывать на Big Data, не пожалел ли «Автомир», что связался с премиум-брендом Audi, и солидарны ли в компании с категоричной позицией бывших сибирских дилеров Toyota.


Авторынок: мощный рост или ожидание глубокого падения?

По итогам I полугодия 2018 года российский авторынок вырос на 18%, а в некоторых регионах, например Сибири, рост составил еще более впечатляющие 25%. На Ваш взгляд, можно ли глобально говорить о восстановлении авторынка, или же речь идет о небольшом естественном росте продаж из-за наличия отложенного спроса, который многие ошибочно принимают за долгосрочный тренд?

Авторынок — это в определенной степени «черный ящик»: никто точно не скажет, что произойдет дальше. Пока мы уже второй год наблюдаем рост продаж, в III квартале текущего года простимулированный, в том числе, колебаниями курсов валют. Однако здесь важно понимать, что это опережающий спрос, за которым неминуемо последует «просадка»: те автомобили, которые люди собирались купить в I квартале 2019 года, они купили уже в III квартале 2018 года.

Если оценивать ситуацию не локально, а глобально, то рост рынка в основном связывается с отложенным спросом. С учетом того, что большая его часть уже реализовалась, можно рассчитывать лишь на небольшой рост в 2019 году. Особенно если государство поможет программами поддержки. Но это не рост на десятки процентов. Нельзя исключать и падение. Некоторые автоконцерны закладывают достаточно пессимистичные прогнозы.

Как такие прогнозы отражаются на вашем развитии, например, при принятии решений о новых брендах? То есть что вы закладываете сегодня?

Мы еще не начали процесс планирования на следующий год. Он всегда базируется на целях импортеров, но они пока не сформулировали их на 2019 год. Предполагаю, мы будем закладывать консервативный сценарий — рост рынка максимум на 5%. В то же время мы будем оценивать и стресс-сценарии падения продаж на 10-20%.

Несмотря на рост рынка, начало 2018 года для сибирского авторынка ознаменовалось уходом сразу нескольких крупных дилеров – красноярской ГК «Премиум» Александра Панченко и ГК «Крепость» Александра Кангуна. В Москве рынок покинули такие крупные игроки, как «Дженсер» и «Независимость». Как это соотносится с ростом рынка, или речь идет о временном лаге и отражении политики компаний в предыдущие годы?

Как показывает практика, уход с рынка крупного бизнеса характеризуется долгим временным лагом. Многие крупные игроки нашей отрасли как в Москве, так и регионах, сильно закредитованы. Как только в экономике начинаются кризисные явления, банки начинают сокращать кредитование таких заемщиков, считая рисковым их дальнейшее финансирование. В то же время у крупных холдингов операционная деятельность в значительной степени завязана на кредитах. Как только останавливается кредитная линия, компания оказывается не в состоянии поддерживать операционные запасы, закупать автомобили, запчасти и так далее. Итог предсказуем. Но все это происходит на длинном временном промежутке, поэтому этот лайнер может годами лететь вниз. Тем не менее можно мысленно продолжить траекторию и спрогнозировать, когда он врежется в землю. Думаю, что с вероятностью более 50% мы еще увидим такие процессы в ближайший год.

Заложниками таких ситуаций до сих пор являются клиенты, которые не получают оплаченные им автомобили или ПТС. На Ваш взгляд, есть ли механизмы оградить их от этой проблемы, или это неизбежные особенности текущей модели автодилерского бизнеса?

На мой взгляд, системы финансового мониторинга, которые выстраивают импортеры по отношению к своим дилерам, оказываются нечеткими и возможно излишне формальными. Страдают от этого в том числе и сами импортеры, которым потом из репутационных соображений приходится за свой счет решать вопросы с клиентами ушедшего с рынка дилера. Эффективные механизмы финансового риск-менеджмента реализованы сегодня в банковской сфере, импортеры могли бы реализовать подобные инструменты в своих структурах.

На сегодня дистрибьюторы стали позволять своим дилерам иметь одно юрлицо сразу на несколько брендов. Предполагается, что это позволит нивелировать сезонные колебания и сделать бизнес более стабильным. С другой стороны, такая ситуация ставит в финансовую зависимость один автобренд от другого в рамках одного дилера. Как вы относитесь к такой схеме?

Мы относимся к этому положительно. Такие юрлица обладают большей финансовой устойчивостью, поскольку расширяются возможности для внешнего кредитования. Кроме того сокращаются затраты на бухгалтерское сопровождение; меньше становится вопросов у контролирующих структур.

Сибирь как центр существенной прибыли

Выделяется ли сибирский регион среди других регионов присутствия «Автомира» с точки зрения особенностей работы, специфики спроса и других аспектов, или он находится в русле общероссийских трендов?

Сибирский регион показал более высокий прирост продаж, чем в среднем по России. Регион также славится тем, что тяготеет к внедорожникам, в том числе к дорогим. Наша компания присутствует в столице и в нескольких регионах России, из них Сибирь – это центр существенной прибыли. Мы стараемся учитывать происходящие здесь процессы с точки зрения возможностей для своего развития. Когда какие-либо игроки уходят с рынка, мы тщательно оцениваем возможности их замещения.

Есть ли у вас планы по расширению портфеля брендов в Новосибирске и Новокузнецке, а также по выходу в другие города СФО? Или все зависит от конкретных тендеров в конкретных регионах?

Если раньше наша стратегия состояла в постоянном развитии, то сейчас – в росте экономической эффективности существующих филиалов компании, что прежде всего, подразумевает оптимизацию бизнес-процессов. Каких-то конкретных планов по экспансии у нас нет, но мы продолжаем мониторить ситуацию, и когда возникают такие прецеденты, как конкурс франшизы Toyota в Красноярске, то конечно, мы реагируем на них и участвуем в тендерах. В настоящее время у разных импортеров много открытых тендеров по различным городам России. Много крупных городов, где у одного бренда представлен только один дилер. Но в текущей экономической ситуации у нас нет какой-либо спешки в принятии решений.

«Континент Сибирь» на постоянной основе формирует рейтинг самых крупных автодилеров СФО по показателю доли рынка. Согласно рейтингу за I полугодие 2018 года, «Автомир-Новосибирск» вошел в топ-3 самых крупных дилеров всего Сибирского федерального округа. На Ваш взгляд, это, прежде всего, следствие ухода с рынка крупных локальных игроков?

Если мы выходим в какой-то новый для себя регион, то упорно и настойчиво развиваем свой филиал. Первые годы он может не приносить сверхприбылей или вообще быть убыточным, но мы не делаем резких движений, продолжаем его «удобрять» и ожидать урожая. В Новосибирске примерно так и произошло. Около десяти лет назад мы впервые вошли в салон на Энергетиков и начали поступательно развиваться. На тот момент в регионе работали другие крупные местные игроки, которые нас, возможно, и не замечали. А теперь их просто нет. Мы в свою очередь пережили кризисы, выжили, построили свои полнофункциональные салоны и по многим брендам остались единственными дилерами. Кто остался один на падающем рынке, тот и пожинает плоды.

Долгое время «Автомир» концентрировался на массовых брендах, и вот с конца прошлого года в вашем портфеле появился Audi. Связано ли это только с наличием площадки для работы с этим брендом в Новосибирске, или это свидетельство того, что отныне вы будете расширять свои позиции в премиум-сегменте по всей России?

Возможность зайти в премиум-сегмент была у нас очень давно. Сейчас даже по такому региону, как Москва, можно получить дилерство по большинству премиум-брендов.

Но мы понимаем, что премиум-бренды более инвестиционно емкие для дилеров. Вложения в строительство полнофункциональных салонов для таких марок – это совсем другой порядок сумм в сравнении со среднеценовыми марками. Когда начинаешь считать экономику такого бизнеса с учетом всех обязательств, то видишь, что в текущих условиях его устойчивость невысокая, поэтому мы туда не спешим.

Довольны ли вы первыми месяцами работы дилерского центра Audi в Новосибирске? Оправдал ли ваши ожидания премиум-сегмент? Соответствовал ли прогнозам?

Поскольку это наш первый опыт в премиум-сегменте, то он в определенной степени превзошел наши ожидания. Во-первых, сработал накопленный отложенный спрос. Во-вторых, несмотря на не столько высокий объем продаж, мы вышли на высокую доходность. Долгое отсутствие официального сервис-центра в регионе позволило привлечь клиентов на техобслуживание, и это тоже дает свой эффект. В такой конфигурации мы довольны этим бизнес-кейсом.

Формируя команду «АЦ Новосибирск», «Автомир» сделал ставку на свой собственный кадровый резерв, а не на наем местного топ-менеджера со стороны, имевшего опыт работы с маркой и знающего местный рынок. Оправданным ли оказался такой подход? И является ли это в целом компонентом стратегии компании?

В силу того, что мы давно занимаемceся региональным развитием, испробовали много моделей подбора персонала, в том числе и наем со стороны. В итоге сейчас у нас давно и устойчиво эффективно работает школа подготовки кадров. Мы часто переводим региональный персонал в Москву, и наоборот, равно как и из региона в регион. Нам удалось добиться такого мотивационного движения, и эффективность этого процесса высокая. И в случае с Audi в Новосибирске мы пошли стандартным путем и видим, что не прогадали.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на сайте Ksonline.ru 02.10.2018

Автор: Александр Резников

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

3 октября 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 6005

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте