Цифровизация цвета в цифрах: сколько можно сэкономить, благодаря современному подходу в кузовном бизнесе

Мы живем в эпоху цифровизации всего вокруг – от информации в чистом виде до физических объектов. Кузовной ремонт и подбор цвета для автомобилей не остались в стороне от этого процесса. И если на общую тему цифрового цветоподбора написано и снято много технических статей и видеороликов (попробуйте поиск по ключевому слову «Colorvation» в YouTube), то на тему экономического обоснования цифровой колористики найти информацию практически невозможно. Именно этот аспект я хочу подробно рассмотреть. Давайте сравним традиционный и цифровой подход в колористике, чтобы подсчитать прямую выгоду от перехода в цифру


Сразу замечу, что все примеры расчетов приведены для среднестатистического кузовного сервиса или точки подбора, в которых проходят автомобили различных марок, моделей и годов

АВТОР
Сергей Осипов, Акзо Нобель Автопокрытия

Сергей Осипов, директор по бизнес-консалтингу «Акзо Нобель Автопокрытия»

выпуска, а значит, попадаются самые разные цвета. Монобрендовые дилерские центры с ограниченным набором цветов имеют иную экономику цветоподбора.

Также для расчетов будет условно принято, что цветовая лаборатория (или колерная) работает без выходных 30 дней в месяц, а специалист цветоподбора (колорист) при нормальной загрузке выполняет 10 подборов в день. Естественно, что при неэффективном процессе без цифровых инструментов этот показатель также будет снижен и заработок компании сократится еще больше. Но для сравнительного расчета условно примем такую продуктивность.

Итак, самым важным экономическим фактором для обоснования проекта являются прямые затраты на процесс подбора. Они складываются из расхода самой краски на выполнение тестов и прочих материалов: тары, тест-пластин на этот же процесс. Затраты рассчитываются статистически за длительный период (не менее месяца, т.к. каждый подбор может иметь сильные отличия от среднего) и составляют порядка 100 рублей за один шаг подбора. Ключевым отличием цифрового процесса и работы «вручную» будет среднее количество шагов на один цвет.


Шагом подбора считается подготовка формулы и нанесение тест-панели для контроля результата с затратой некоторого количества материала, обычно около 20 г. эмали и столько же лака.


Еще одной отличительной характеристикой является выбор правильной исходной формулы. Если он неудачный, весь стартовый объем от 50 до 100 г, а также последующие шаги до осознания «тупика», будут потрачены и сделаны впустую. Данный показатель можно измерить в виде доли (%) подборов, в которых делается один или более неверных стартовых шагов. Конечно, это зависит от квалификации колориста. Мне приходилось видеть колерные, где стол колориста в конце смены уставлен стаканчиками с неудачными попытками стартовых сливов («не в ту сторону»). Это пример, где 100% подборов имеют такой побочный расход. Как ориентир примем показатель в 20% подборов с ошибочным стартовым шагом. Каждый такой шаг обойдется компании примерно в 250 рублей стоимости материалов. Конечно, колористы рассказывают, что все это будет использовано в других красках или на первый слой, но часто это не так. Использование неудачной смеси в объеме конечного продукта ведет к увеличению шагов подбора, что просто маскирует ошибку, но не снижает конечные затраты.

Итак, соберем все факторы в таблицу для сравнения. Будем сравнивать Традиционный процесс – выбор формулы «на глаз» по визуальной документации и Цифровой процесс – выбор формулы спектрофотометром из общего и сервисного банка данных.


* На снижение среднего количества шагов также влияет то, что около 70% цветов (распространенных на рынке) могут быть приняты к окраске с первого слива при наличии сервисной формулы в банке данных.

** Отмеченные на практике случаи ошибочной стартовой формулы связаны с ошибками оператора при выполнении измерений. При наборе опыта в цифровом процессе этот параметр перестает играть существенную роль.

Если добавить к экономическому расчету фактическое снижение продуктивности колерной или точки подбора при традиционной технологии, то различие будет еще более существенным ввиду упущенного дохода.

Исходя из такого расчета, становится понятно, что затраты на интернет-подключение и обновление компьютера для колерной не являются определяющими, т.к. окупаются менее чем за месяц работы. Основным определяющим фактором является стоимость измерительного инструмента – спектрофотометра, без которого разговор о цифровизации цветоподбора не имеет смысла. Здесь расчет усложняется тем, что не существует четкой среднерыночной цены подобного оборудования (пример описания оборудования можно посмотреть на сайте Sikkens). Спектрофотометры – если речь идет о применяемых в колерных, а не лабораторных – жестко привязаны к ПО поставщика ЛКМ. Как правило, поставщики предоставляют специальные условия финансирования такого оборудования (инвестиции, скидки, лизинг и т.д.). Таким образом, спектрофотометр становится гораздо доступнее (даже меньше цены производителя).


Для усредненного расчета возьмем условно стоимость спектрофотометра в 200 тыс. рублей. Таким образом, срок окупаемости основного оборудования составит 200 000 / 87 500 = 2,3 мес. Конечно, в расчетах, приведенных выше, сделан целый ряд допущений (особенно о стартовых условиях предприятия). В каждом конкретном случае необходимо проводить индивидуальный расчет. Тем не менее общий вывод останется прежним – окупаемость вложений в цифровой цветоподбор будет менее шести месяцев. Больше – только в случае очень низкой загрузки лаборатории.

В заключение хочется добавить на чашу весов еще один нефинансовый фактор: стабильность бизнеса и независимость от возможной смены персонала. Ведь при развитии цифрового подхода к цвету на предприятии весь этот процесс превращается в чистую технологию, гораздо менее зависимую от человеческого фактора. При смене колориста новый сотрудник – даже менее опытный – получает возможность сразу пользоваться цифровыми наработками. А в случае кузовного сервиса – большую часть цветов (около 70%) может подготовить маляр без участия узкого специалиста. В конечном счете, это тоже деньги и сохранность инвестиций предприятия, вложенных в квалификацию персонала и сохранность интеллектуальной собственности – своих цветовых библиотек.


Материал опубликован на правах информационного партнерства
16 июля 2020 | 00:00
  • Комментарии 0
  • Посещения 26516

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте