Стандартизация в кузовном сервисе

Роль стандартов в автоматизации производства


Когда звучат слова «стандартизация» или «стандарт», первое, что приходит в голову – это ГОСТ и все, что с этим связано. Стандартизация ассоциируется у нас с огромными производствами и принципом «делай как все». Так ли это на самом деле? Может ли стандартизация помочь в кузовном сервисе или в малом бизнесе? Попробуем разобраться. Этим обзором мы открываем серию публикаций, посвященных роли стандартизации в кузовном сервисе и практическим примерам ее применения. В этот раз определим, почему стандарты так важны для автоматизации производства


Автоматизация в кузовном сервисе – что имеется в виду?

Под автоматизацией обычно подразумевают сокращение рутинных операций, выполняемых сотрудниками – в основном с документами и цифрами, а также уменьшение роли «человеческого фактора» – ошибок и неточностей при работе с информацией.

Для отдельных административных функций, таких как бухгалтерия, склад, продажи, существует большое количество программных продуктов, например приложения на базе «1С». При этом большой

АВТОР
Сергей Осипов, Акзо Нобель Автопокрытия

Сергей Осипов, директор по бизнес-консалтингу «Акзо Нобель Автопокрытия»

«провал» существует в связи этих частей между собой, а в особенности между специализированными программами сервиса и административной частью. В результате сотрудникам все еще приходится работать с огромным объемом печатных и даже рукописных документов, переносить данные из одного ПО в другое.

Одним из важных пунктов автоматизации процессов в кузовных цехах становится учет материалов. Здесь ситуация еще сложнее – проблема не только в переносе информации, но и в объективном сборе первичных данных: сколько, чего и куда потрачено. В этом случае стандарты приобретают первостепенное значение и автоматизация становится невозможной без стандартизации. Кстати, стандарты удавалось вводить даже во время проекта, но обойтись без них не удавалось ни разу.


Автоматизация невозможна без стандартов

Автоматизация означает, что часть работы должна сделать программа вместо человека. Программа не умеет думать и решать, она просто исполняет последовательность действий. Подали что-то на входе – получили что-то на выходе. Если это самое «на входе» будет иметь неожиданные свойства, то и на выходе получится непонятно что. Приведу несколько примеров.

  • Ошибки при вводе материалов. Вводят позиции материалов в «1С» совсем не специалисты производства. Для них любой материал – это просто позиция Х с названием и ценой. В итоге оказывается, что лакокрасочные материалы (которых несколько сотен) введены в литрах, килограммах, штуках без всякой системы. В то же время обмен данными между разными ПО должен проходить по единому принципу. Классификатор материалов и единые правила единиц измерения – вот что должно стать стандартом в этом случае.
  • Неточности в аналитике расходов. Показатель по расходу материалов должен зависеть от технологии, экономии использования, нормативов. Но типичным примером является ситуация, когда классификатора материалов нет и в отчетность по расходу попадают сотни позиций, никак не зависящих от решений руководства и эффективности персонала в текущем периоде. Получается, люди старались, а результат по отчету хуже. Такие методы оценки результатов похоронили не один десяток интересных проектов. Снова классификатор материалов по целям использования должен стать основой стандартных отчетов.

Другое важное направление автоматизации – цифровизация процесса цветоподбора. Ошибки исполнителей здесь могут быть на каждом шагу: техника измерения цвета, методика пересчета и сохранения формул, режим нанесения образца и т.д. Каждое отклонение от стандарта вносит свои погрешности в конечный результат. В итоге персонал, привыкший работать, как раньше, сначала совершает ошибки, а затем говорит: «Мы в это не верим, оно не работает».

  • Сохранение сервисных формул. Все без исключения специалисты цветоподбора, колористы стремятся сохранять свои наработки сервисных формул. Типичная ошибка, препятствующая автоматизации – погрешности расчета конечной формулы. Традиционно шаги подбора записываются на бумаге, затем итог считается простым сложением. При этом игнорируется тот факт, что на каждом этапе объем краски различается. Использование программных средств колористики и расчета формул позволяет получить правильный результат.
  • Сохранение измерений и повторный поиск. Цифровой подход предполагает, что поиск цвета будет происходить по замеру прибором. Это как своего рода штрихкод, приклеенный к товару. Для правильного повторения результата нужно, чтобы измеряемый образец был выполнен правильно, чтобы также правильно производился замер, а режим окраски в следующий раз совпадал с исходным. Все это довольно часто не соблюдается в кузовном производстве. Решением здесь может быть стандарт нанесения и измерения цвета. Причем для простоты использования стандарт должен быть наглядным (визуальным).

Это только небольшая часть всей истории. Но очевидно, что автоматизация требует повторяемости результата, чтобы задача выполнялась одинаково разными сотрудниками и одинаково в разные периоды времени. Это требование достигается как раз через стандартизацию процесса. Совершенно не обязательно брать готовый стандарт извне компании. Его можно создать самостоятельно внутри из опыта собственных сотрудников, можно взять идеи на рынке. Главное, что выбранный путь должен быть «узаконен», и далее ему должны следовать все исполнители.


«Стандартизация метода означает выбор из множества возможных путей лучшего и принятие его в качестве стандарта». Генри Форд.


С чего начать проект по автоматизации и на что обратить внимание?

  1. Сформулировать цель этого изменения. Например, сколько времени и денег это сэкономит, кому конкретно поможет делать больше и быстрее, какие потери исключит. Далее эти аргументы помогут на многих этапах убедить сотрудников, выделить финансирование, убедить себя не останавливаться на полпути.
  2. Если речь идет о применении внешнего ПО, выбрать поставщика решения, а не «программы в коробке». Отличие будет в том, что поставщик решения сам предложит самые важные стандарты и процедуры, а также пошаговый план внедрения. Это позволит избежать ошибок, «отката назад», переделок.
  3. Заранее быть готовыми к тому, что процесс автоматизации займет время. Часто это время измеряется месяцами. И речь здесь вовсе не о сложности установки программ. Наибольшая сложность – это изменение поведения сотрудников, которым нужно научиться новым процессам и привыкнуть к ним.
  4. Быть готовым к сопротивлению изменениям и даже саботажу. Автоматизация требует не только изменения процедур, но и высокой дисциплины их исполнения с точки зрения качества и времени. Практически это означает, что сотрудникам придется навязывать определенный стиль работы с современными инструментами, даже если все они против и в один голос утверждают, что их метод работы – самый эффективный и лучший. Есть многочисленные примеры, когда после запуска комплексной программы все останавливалось только из-за того, что один из участников не нажал вовремя кнопку, чтобы запустить процесс или поставить одобрение.
  5. Провести с поставщиком решения предварительный аудит состояния (не важно, всего предприятия или отдельного участка) на соответствие требованиям автоматизации. Составьте пошаговый план и будьте готовы его выполнить. Нередки случаи, когда процесс внедрения тормозился только из-за того, что какой-то отдельный компьютер не подключен в сеть или не соответствует требованиям. А прокладка сети или закупка оборудования требовали официальной процедуры с выбором исполнителя через открытый конкурс, и это тормозило проект на целый месяц.
  6. Разделить процесс на этапы: как минимум анализ, подготовку, внедрение и стабилизацию. Это позволит оценивать результат каждого шага, готовность к следующему и не питать иллюзий насчет скорости процесса.

Автоматизация – действительно эффективный инструмент, способный сократить расходы и сделать процессы производства более прозрачными для руководителя. Примеры выполненных проектов по введению стандартов и автоматизации можно посмотреть на сайте AkzoNobelConsulting.ru. Также можно получить бесплатную консультацию через форму обратной связи.


Материал опубликован на правах информационного партнерства
24 декабря 2020 | 00:00
  • Комментарии 0
  • Посещения 20152

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте