Инициатива реализуема

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин 9 июля провел ежегодную пресс-конференцию. В рамках мероприятия он представил обзор авторынка и рассказал о новых инициативах РОАД


Алексей Подщеколдин начал пресс-конференцию с анализа ситуации на авторынке. По его словам, статистика глазами сообщества дилеров отличается от других аналитических отчетов специализированных компаний тем, что собирает в себя все основные источники о продажах и содержит средневзвешенную оценку собственников бизнеса. Так, например, РОАД опирается на сведения о регистрациях автомобилей («Автостат Инфо» и «Автомаркетолог»), на данные об электронных паспортах («Автостат»), на исследования НАПИ, а также на мониторинг АЕБ и «Авито».

Нынешние условия формирования автопрома и авторитейла характеризуются, со слов Алексея Подщеколдина, повышением ключевой ставки, которая и так достаточно высока (16%). Получается, что инвесторам выгоднее вложить деньги в банк, нежели открыть, к примеру, хлопотное производство запчастей. В то же время уровень продаж автомобилей, пришедших в Россию по схеме параллельного импорта, снизился с 20% в прошлом году до 8% в нынешнем (во II квартале 2024 года – не более 6%). Этот бизнес больше не будет расти, считают в РОАД.

Вместе с тем аудитория неоднократно обсуждала угрозу вторичных санкций со стороны США по отношению к китайским компаниям, работающим в России. Определенный ущерб дилерам из-за этих действий уже нанесен: многие компании не могут перевести деньги в Китай, поэтому торговые отношения замораживаются. Вдобавок существенные колебания курса рубля в совокупности с другими неблагоприятными финансовыми факторами ведут к подорожанию автомобилей, а значит, к снижению возможности их приобретения для россиян.

Оценка авторынка от РОАД характеризуется целостным взглядом на продажи. Ассоциация принимает во внимание общую статистику реализации автомобилей – новых и с пробегом. Так, за последние 11 лет объем продаж машин в России составил в среднем 7,44 миллиона в год. Из них на долю новых автомобилей приходилось от 33% в 2013 году до 10% в 2023 году. В 2024 году, по оценке РОАД, ожидается выход на уровень, превышающий 2013-2014 годы. При этом новые машины в суммарном объеме займут порядка 19%.

Желая быть услышанными со стороны представителей власти, в РОАД обращают внимание на денежную емкость рынка, которая в 2024 году прогнозируется на уровне 15,6 триллиона рублей, что указывает на высокую важность автомобильного сектора для экономики страны. Причем в долларовом эквиваленте авторынок России сохраняет прежние позиции и опровергает преждевременный оптимизм некоторых аналитиков.

Возрастная структура автопарка России (70% – автомобили старше 10 лет) указывает на важность законодательных решений, направленных на его обновление: запрос на возобновление программы утилизации усиливается. Исходя из утверждения, что новые машины в последнее время выпускались с расчетом на 10-летнюю эксплуатацию, близятся времена, когда по дорогам страны будут ездить аварийно-опасные транспортные средства.

Что касается китайских автопроизводителей, то их на российском рынке насчитывается порядка 60 марок, которые уже занимают 57% в продажах машин. Отечественные бренды уступают долю (с 40 до 35%), что говорит о потребности в мерах по локализации производства в России. Уже в этом году такие бренды, как Chery, Haval, Jeely и Changan приближаются к планке продаж в 100 тысяч автомобилей в год. Именно такой уровень делает целесообразным построение и запуск автозавода по сборке машин на территории страны.

Одна из ключевых мыслей президента РОАД состоит в том, что продажи в 2024 году выходят на средний показатель реализации (не считая 2022 год с его экстраординарным результатом). Следовательно, рынок нуждается в поддержке, а не торможении.

По мнению Алексея Подщеколдина, план китайских автопроизводителей по продаже 1 025 000 автомобилей обоснован. В то же время высокая конкуренция между ними приведет к тому, что дилеры могут начать закрываться: продавать по несколько машин в месяц станет невыгодно. Для авторитейлеров, вложившихся в брендинг, существует опасность остаться без поддержки ряда концернов. По прогнозу РОАД, на российском авторынке в конце концов останутся около 15 эффективных китайских марок.

Средняя цена китайской машины сегодня – 3,8 миллиона рублей. Сегмент бюджетных моделей стоимостью до 2 миллионов рублей среди новых машин составляет 32%. Столько же занимает средний ценовой сегмент (2-3 миллиона рублей). На электромобили приходится 1,3% рынка: сегодня такие модели не формируют наш рынок и существенного роста сбыта по ним не прогнозируется.

В числе наиболее острых проблем авторитейла сегодня, по мнению РОАД, можно выделить следующие:

- трудности с электронными каталогами запчастей: сервисы вынуждены заказывать необходимую деталь по фотографии;

- отсутствие достаточного доступа к полной диагностике автомобиля (требуется решение на уровне государства);

- недостаток качественных мануалов;

- нехватка обучения для сотрудников дилерских центров.

Новые инициативы РОАД:

1. Внести изменения в Закон «О защите прав потребителей». Алексей Подщеколдин заявил о рождении целой криминальной индустрии лжепотребителей. В результате использования меры ответственности (пени) в соответствии со ст. 23 п. 1 покупатель получает 4,5 стоимости автомобиля. Это связано с тем, что закон формировался в 1992 году, когда инфляция составляла 6,9% в день. В сегодняшней экономической ситуации неустойка в 50 раз превышает реальные возможные потери потребителя, отмечают в РОАД. Предложение ассоциации – сделать размер неустойки на уровне 0,1%. Кроме того, РОАД предлагает штраф в 50% от стоимости иска не отменять, а изменить его на 50% от стоимости товара. Таким образом, будут соблюдены не только интересы потребителя, но и интересы производителя и продавца.

2. Усилить контроль за фальсификацией показателей одометра – для борьбы со скручиванием пробега. По данным РОАД, реальная доля подержанных автомобилей в России, подвергшихся этой процедуре, превышает 35%. Ущерб на одну машину составляет 250 тысяч рублей, а ежегодный ущерб потребителям достигает 612 миллиардов рублей. Инициатива РОАД заключается в поэтапном изменении законодательства. Сначала необходимо внести поправки в Постановление Правительства РФ №1212 о фиксации показаний одометра (проект уже подготовлен к подаче). Затем потребуется зафиксировать соответствующие изменения в Административном и Уголовном кодексах.

3. Создать формальное регулирование дилерских договоров. Сегодня соглашения автопроизводителей с авторитейлерами не обеспечивают достаточную защиту последним, считают в РОАД. Также они стимулируют потребительский экстремизм и коррупцию.

4. Поддержать те предприятия автопрома, которые развернули производство в России. РОАД напоминает, что действовавшая 12 лет назад госпрограмма позволяла покупателю отечественного автомобиля получить сертификат на утилизацию своей старой машины. В настоящее время его сумма могла бы составить 300 тысяч рублей. Это поспособствует развитию бюджетного сегмента, а также поможет проредить стареющий автопарк, отмечают в РОАД.

Отдельно в рамках конференции были высказаны идеи по созданию специальных банков между Россией и Китаем, а также по запуску платежных систем для срочного решения проблемы с заморозкой денег в ситуации, когда вторичные санкции «перекрывают кислород» двусторонним бизнес-отношениям. Кроме того, звучали предложения оптимизировать логистику таким образом, чтобы предоставлять субсидии логистическим компаниям при условии контроля за ценами на автомобили.


Анастасия Калинина,
АвтоБизнесРевю

13 июля 2024
  • Комментарии 0
  • Посещения 3193

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте