История владимирской ГК «Техцентр Гранд» началась с магазина тракторов, и спустя 30 лет компания стала ведущим игроком на рынке своего региона с диверсифицированным портфелем. Партнерство с китайскими автопроизводителями позволило дилеру выжить в кризис 2008-09 годов. С ними же в нынешнем году группа нашла возможности для повышения прибыли. После пандемии, когда в России образовался дефицит новых машин, ряд экспериментов подтолкнул компанию к тому, чтобы запустить дистрибьюцию техники для активного отдыха, тракторов и грузовых автомобилей из Китая. О перспективах официальных авторитейлеров на новых рынках рассуждает владелец ГК «Техцентр Гранд» Тарас Лаукарт
– За 30 лет ГК «Техцентр Гранд» прошла путь от магазина тракторов до ведущей автомобильной группы Владимира. Как за это время менялись марочный портфель и стратегия развития компании?
– Цивилизованный бизнес с легковыми автомобилям и LCV стартовал в начале 2000-х. Первым брендом в портфеле стал УАЗ. Затем подтянулись японские и корейские марки – Mitsubishi, Hyundai и SsangYong. Уже в 2007-08 годах, увидев сумасшедшие темпы роста экономики и производства в Китае, мы поняли, что приход автопроизводителей из этой страны в Россию был очевидным, поэтому начали работу в этом направлении. Первый опыт был с Great Wall и Geely. Именно они вместе с УАЗ поддержали компанию и позволили ей выжить в кризис 2008-09 годов. Когда рынок восстановился, пополнили портфель европейскими марками – Skoda, Citroen, Audi. Кроме того, начали строить бизнес по продаже техники для активного отдыха с BRP и Polaris, а также приобрели дистрибьюторский опыт с тракторами китайской марки Foton, который мы до сих пор развиваем под брендом Lovol. В последние годы в направлении легковых автомобилей активно работаем с «китайцами» – получили дилерство Haval, Geely и JAC. Кроме того, в пандемию запустили продажи дорожно-строительной и спецтехники XCMG.
– В активе ГК «Техцентр Гранд» официальные дилерские центры иностранных брендов, покинувших Россию и приостановивших поставки. Каковы Ваши планы по этим площадкам?
– Первая возможность – это перевод бизнеса автомобилей с пробегом с открытой площадки в цивилизованные условия. Сейчас мы как раз перепрофилируем один из пустующих дилерских центров. Часть брендов уходит, новые приходят или планируют запуск в будущем. Мы подготовили предложения и ведем переговоры с новыми игроками, которые пока не представлены в нашем регионе. По одному из брендов уже есть первичные договоренности, и мы в ожидании его выхода в регионы, сравнимые с Владимирским. По маркам, которые приостановили поставки автомобилей, ищем альтернативные источники пополнения складов.
– Если посмотреть в целом на последние два кризисных года, начиная с пандемии, как изменилась структура бизнеса Вашей группы?
– После начала пандемии мы усилили направление тракторной и сельскохозяйственной техники, где удалось удвоить наши обороты и прибыль. Запустили реализацию и обслуживание дорожно-строительной и спецтехники, которые также неплохо развиваются. В отношении автомобильного ритейла мы уделили особое внимание бизнесу машин с пробегом.
ГК «Техцентр Гранд» Крупный игрок на автомобильном рынке Владимира. Помимо коммерческого транспорта, в его активе дилерские центры легковых автомобилей семи брендов. В 2022 году компания начала работу в статусе официального дистрибьютора техники для активного отдыха Hisun, тракторов Lovol и ряда моделей грузовых автомобилей Dongfeng. По итогам 2021 года ГК «Техцентр Гранд» реализовала 4 294 автомобиля (+11% к 2020 году), из которых 1 608 – с пробегом. Суммарная выручка составила 7,52 миллиарда рублей (+48%).
– Насколько довольны результатом Вашей компании в текущем году?
– С учетом всех сложностей, которые мы пережили в этом году, компания получит большую прибыль, чем в 2021-м. Поэтому результатом мы довольны.
– Что поспособствовало повышению прибыли?
– В первую очередь, рациональное отношение к тому складу, который у нас остался после остановки поставок новых автомобилей. Как и многие дилеры, мы пошли по пути максимальной доходности и минимизации затрат. Это позволило растянуть склады фактически до конца года.
– Вместе с популярными на рынке решениями для сохранения бизнеса, такими как франшизы китайских марок и развитие выкупа автомобилей с пробегом с рынка, «Техцентр Гранд» в нынешнем году запустил отдельное направление дистрибьюции – техники для активного отдыха, тракторов и грузовиков. Какие перспективы Вы видите у этого бизнеса?
– Давайте по порядку. Если говорить о технике для активного отдыха, то в статусе дилера мы работаем с ней с 2011 года, но этой весной подписали эксклюзивный дистрибьюторский договор с китайским производителем квадроциклов и багги – Hisun.
Спрос на такую технику заметно вырос после пандемии, когда границы оказались закрытыми, и возросла популярность внутреннего туризма. В этом бизнесе важным фактором остается сезонность. То есть квадроциклы и багги эксплуатируют, как правило, в теплое время года, и с наступлением холодов спрос на них падает. Идею о том, как зарабатывать с этой техникой круглый год, мы почерпнули в концепции объективного лидера рынка – бренда BRP. Его модельный ряд охватывает все четыре сезона, и мы пошли по тому же пути с Hisun. Так, для холодного времени года в нашей линейке есть багги с зимней кабиной и печкой. Таким образом, дилер может вести продажи непрерывно в течение года.
– Насколько сейчас этот рынок перспективный?
– Техника для активного отдыха всегда была ориентирована на розничные продажи. Как правило, багги стоят дороже квадроциклов примерно в два раза. Грубо говоря, это квадроциклы с автомобильной посадкой, большей вместительностью, грузоподъемностью и классическим рулем. Управлять ими может любой человек, умеющий водить автомобиль. Но у нас есть три модели багги в том же ценовом сегменте, что и квадроциклы – до миллионов рублей по стартовой цене.
И это уже потенциал для флит-сегмента. На такой технике можно, например, доставить бригаду рабочих с инструментами в труднодоступное место. Это могут быть объекты газотрассы, РЖД, вышки мобильной связи или охотугодья. Пока багги были более дорогими, такие клиенты не обращали на них внимание. Более того, мы привезли на рынок багги, значительно дешевле УАЗ, и на деле у квадротехники есть ряд преимуществ перед внедорожниками, среди которых небольшие размеры и вес, лучшая маневренность и проходимость, больше возможностей для тюнинга.
В сложившихся условиях техника для активного отдыха получила право на жизнь как отдельный бизнес, и это подтверждает практика дилеров. Даже ведущие холдинги страны обратили на нее внимание и достаточно успешно с ней работают. В России размеры дилерских сетей по легковым автомобилям достигают трех тысяч предприятий, и с уходом из страны крупных автопроизводителей мы видим возможность занять высвобождающиеся площадки техникой Husan, способной приносить доход. Поэтому развиваем сеть, предлагаем, в том числе, дилерам легковых автомобилей занять отделы продаж квадрациклами и багги, а также продавать их в симбиозе с тракторами Lovol.
– Но продажи тракторов – это совершенно другой рынок со своими особенностями.
– На первый взгляд, да. Но мы сделали нестандартные шаги, к которым нас в свое время подтолкнула пандемия. Более 10 лет мы были импортерами тракторов Lavol, но в прошлом году, когда на рынке образовался дефицит легковых автомобилей, в одном из дилерских центров нашей группы оказалось нечего выставлять в шоу-руме. От безвыходности разместили там Lovol. Тогда машин в салоне не было, но трафик сохранился. Клиенты заходили в шоу-рум, видели технику в привлекательном дизайне, провоцировавшем рассмотреть ее поближе, сесть в кабину. Кто-то в итоге совершал покупки, и мы увидели рост продаж по бренду. То есть оказалось, что наши тракторы вполне подходят под классическую концепцию автобизнеса с выставлением товара в шоу-руме. Кто бы мог подумать, что их можно продавать в розницу.
При этом потенциал рынка колоссальный. Объясню на простом примере. Вам наверняка знаком шум бензокосы летом под окном. Но давайте вспомним, как косили траву во дворе до того, как производители начали поставлять нам бензокосы? По большому счету, никак, потому что косить было нечем, разве что ручным инструментом, но не все умеют им пользоваться. А теперь посмотрите в окно. Началась зима, и всем нужно убирать снег – не только коммунальщикам, но и владельцам заправок, торговых центров и даже нам, дилерам.
У меня, например, трактор заводится в шесть утра и чистит территорию, независимо от времени года – зимой убирает снег, летом песок. Но для уборки снега от примитивной лопаты и до массивного трактора «Беларусь», который не везде проедет – пустота. В нашей линейке Lovol представлено семь моделей с разной мощностью, тяговым классом, шириной захвата тех или иных орудий и производительностью, и они могут эту пустоту заполнить.
Как правило, на рынке тракторов выступают компании, расположенные точно не на первой линии, а в промзонах, которые по старинке реализуют коммунальную технику по каталогам. Нас же автобизнес научил активным продажам через корпоративные и розничные отделы.
Эксклюзивные права на дистрибьюцию Lovol мощностью до 75 л.с. мы получили в ноябре и хотим зайти с тракторами сначала в коммунальный сектор, а с приходом весны – в сельскохозяйственный, с тем чтобы этот бизнес, как и техника для активного отдыха, был круглогодичным.
– Если рассматривать технику для активного отдыха или даже тракторы как возможность заполнить пустующие площади дилерских центров, то в этом случае речь идет о загрузке только отдела продаж, но не сервиса.
– Во-первых, для дилера по-прежнему доступны сервисный парк в его регионе и клиентская база. Во-вторых, на тех же мощностях можно обслуживать не только квадроциклы и багги, но даже тракторы в нашем классе – до 75 л.с.
Наша идея заключается в том, что как в направлении продаж, так и в послепродажном обслуживании имеющийся опыт на рынке легковых автомобилей позволит успешно вести активные продажи, проявлять инициативу для привлечения и сохранения клиентов в сервисе и уверенно захватить долю на новом рынке. Мы привносим в этот бизнес нашу культуру, приучаем клиента, что не нужно самостоятельно обслуживать трактор – приезжайте к нам на ТО. Еще лучше – приобретайте сервисный контракт. Так через выстроенные годами бизнес-процессы загружаем сервис, продаем запчасти.
– Какого объема вложений требует старт бизнеса с такой техникой?
– По Hisun весь объем инвестиций – выкуп модельного ряда: четыре багги и три квадроцикла. Вместе – около 7 миллионов рублей. По Lovol то же самое – семь моделей по средней цене выше миллиона. Разумно докупить хотя бы два комплекта навесного оборудования, потому что «голый» трактор не покупают. Общая сумма составляет примерно 10 миллионов.
– Насколько доходность продаж этой техники отличается от направления легковых автомобилей?
– Маржинальность продаж техники для активного отдыха и тракторов по нашим брендам – на уровне 15%. Для сравнения с автомобильным бизнесом, по итогам октября, в розничном подразделении нашей компании мы сопоставили прибыльность Lovol и автомобильных брендов – с негативным трендом (Skoda) и позитивным (Haval). Прибыль по Skoda составила 50 миллионов рублей. По Haval – 60 миллионов. Тракторный отдел заработал 80 миллионов. И это во Владимире – городе с населением в 350 тысяч человек. Причем наш дилерский центр Haval занимает в регионе большую долю рынка, чем бренд в целом по стране. Skoda – примерно на том же уровне, что в целом по России. Более того, вот передо мной отчет о недавней сделке. Валовый доход от реализации одного трактора с навесным оборудованием – 300 тысяч рублей. Сравните с суммами, к которым мы привыкли в автомобильном бизнесе.
– Насколько прежние продавцы автомобилей европейских или японских марок готовы работать с новыми видами техники?
– Это очень тонкий вопрос. Мы считаем, что как минимум в нашей компании сотрудники отдела продаж способны продавать все. У каждого производителя регулярно выходили новые модели, которые требовали переобучения. Дистрибьюторы не оставляли нас в покое с программами учебных центров. Как итог, наши продавцы стали «хорошими студентами» – готовы впитывать любую новую информацию. В нашей компании есть удачные примеры. Так, менеджер из Skoda успешно справляется с продажами Hisun. Сотрудник автоцентра Mitsubishi теперь отлично работает с Lovol.
Да, не все люди готовы менять сферу деятельности. Но главный аргумент – это мотивация. Если внутри коллектива здоровая атмосфера, его всегда можно переориентировать на новые продукты.
– Осенью «Техцентр Гранд» запустил дистрибьюцию грузовых автомобилей Dongfeng, почему открыли этот бизнес именно сейчас?
– Раньше бизнес с грузовиками развивался по своим правилам. На нем доминировала европейская «большая семерка». Большинство дистрибьюторов занимались продажами самостоятельно, а в регионах действовали через собственных представителей в округах. Дилерская сеть, в свою очередь, в основном просто выдавала машины за комиссию. Теперь эти бренды покинули Россию.
Уверен, что мы, «автомобилисты», с нашими компетенциями и нахрапом сейчас можем удачно войти в этот рынок. Есть опыт нашего розничного подразделения дорожно-строительной техники XCMG, которой «Техцентр Гранд» занялся год назад. Уже сейчас мы на лидерских позициях в дилерской сети производителя. Хотя на старте не было даже производственных мощностей, обученного персонала, сервисной зоны и эксклюзивных компетенций.
По этой же модели мы решили пойти с Dongfeng. За 15 лет работы с китайскими компаниями у ГК «Техцентр Гранд» сложился позитивный имидж и пул партнеров и среде госкомпаний КНР. Это позволило нам вступить в переговоры с Dongfeng. В результате мы подписали дистрибьюторский договор по самосвалам и получили права импортировать магистральные тягачи в ряд регионов России.
В настоящее время занимаемся развитием дилерской сети. Заключили контракты с недавними партнерами «большой семерки». Кроме того, к нам приходят официальные продавцы легковых автомобилей – действующие партнеры по Hisun и Lovol.
– То есть это компании без опыта в бизнесе с грузовиками и соответствующих сервисных мощностей для сервиса?
– Да, мы рассматриваем любые предложения. Конечно, рады сотрудничеству непосредственно с дилерами грузовой крупнотоннажной техники, партнерами Scania, MAN, Shacman, Hyundai, Mercedes-Benz Trucks, Isuzu, Renault, DAF Trucks. У них уже есть готовые выставочные и сервисные площади под такую технику. В то же время предлагаем сервисные контракты, допускаем временное решение – аренду производственных площадей – в нашей стране сейчас много незадействованных. Продажами могут заниматься действующие сотрудники, как в случае с Hisun и Lovol. Так, один из дилеров Haval уже полгода выступает нашим партнером по Hisun, а теперь планирует получить дилерство по грузовикам Dongfeng. Для нас главное, чтобы это были надежные компании, которым интересно развиваться на новом рынке.
– Насколько дилер легковых автомобилей без опыта продаж и обслуживания грузовиков способен развиваться на новом для него рынке?
– С уходом европейских операторов в тех сегментах, в которых мы работаем – самосвалах и седельных тягачах – образовался дефицит. В Россию пришел ряд китайских производителей, но полностью удовлетворить спрос они не могут, тем более что у такой техники есть своя специфика по двигателям, тоннажу, объему кузова. По тягачам сейчас вовсе тотальный дефицит, и как только кто-либо их завезет к себе на площадку – оторвут с руками. Если сейчас начать работу даже через холодный обзвон и объявления на «Авито», отклик будет сразу. Дефицитный рынок – самое благоприятное условие для старта с новым бизнесом.
– По Вашему мнению, насколько эффективным решением для официальных дилеров легковых автомобилей могут стать продажи новых видов техники и незнакомые рынки с точки зрения загрузки пустующих площадей и повышения прибыли?
– Если мы рассматриваем тракторы, технику для активного отдыха или другие продукты как способ занять площадки уходящих брендов, то речь идет не о том, чтобы одну марку заменить другой. Монобрендовые салоны в России в большинстве случаев нерентабельны, и рынок движется в сторону оптимизации площадей и персонала, чтобы предприятия приносили доход. На этих площадках с легковыми автомобилями вполне могут соседствовать квадроциклы, гидроциклы, моторные лодки и даже тракторы с грузовиками.
Евгений Еськов
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №12 за 2022 год.
Другие интервью
-
13 марта 2024
Игорь Капенкин «В кризис дилеры борются с издержками любой ценой, хотя не все издержки вредны»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте