Антон Ганжа: «Мы запустим в России новую дилерскую сеть»
Бренд Chery одним из первых среди китайских автопроизводителей вышел на российский рынок во второй половине 2000-х, но особенно успешными для него выдались последние годы. Он достаточно оперативно обновляет модельный ряд, с которым одними из первых знакомятся российские клиенты. С началом дефицита новых машин Chery удалось справиться с логистическими проблемами и заметно расширить долю рынка в нашей стране. Оставаясь одним из немногих брендов, готовых обеспечить стабильные поставки новых автомобилей и запчастей в Россию, он рассчитывает наращивать объемы. О планах на текущий год, выходе в другие сегменты рынка и запуске новой дилерской сети рассказывает директор по развитию бизнеса «Чери Автомобили Рус» Антон Ганжа
– Какова ситуация с поставками новых автомобилей Chery в Россию?
– Поставки идут стабильно. По понятным причинам логистические цепочки перестраивались, и на это ушло некоторое время. Но теперь мы понимаем каналы, их стоимость и не видим глобальных проблем для того, чтобы привезти тот объем, который нам нужен в перспективе как минимум до осени. Уже с осени мы ожидаем, что эти каналы понадобится расширять, и логисты к этому уже начали готовиться проактивно.
– По каким маршрутам осуществляются поставки?
– Маршруты разные – железнодорожные и морские. Мы максимально их диверсифицируем, чтобы, если увидим изменение стоимости в одном канале, могли переключиться на другой. Рассматриваем все возможные пути из Китая в Россию.
– Сейчас железнодорожные маршруты из Китая достаточно загруженные, насколько хватает этого канала?
– Там все развивается и меняется динамично. Например, освободились мощности в связи с сокращением транзита в Европу, и мы этим воспользовались.
– Насколько Вы удовлетворены текущими объемами продаж новых автомобилей Chery?
– Рынок в этом году упал в пять раз относительно планового показателя на начало года, поэтому, естественно, продаем в разы меньше, чем рассчитывали. В июне, видимо, объемы, как и весной, будут на уровне 25-35 тысяч машин, а дальше пойдет вымывание стоков брендов, уходящих с рынка. И мы ожидаем, что продажи наших автомобилей будут расти.
Какой объем новых машин сможете продать в текущем году?
– Сложно назвать точные цифры. Пока действуем по обстановке: видим спрос, его динамику, понимаем логистическую составляющую. Есть некоторые трудности с производством из-за новой вспышки заболеваемости коронавирусом в Китае; на мировом рынке по-прежнему не устранен дефицит микрочипов. Так что с учетом этих и других факторов на текущий момент мы спрос удовлетворяем.
– Насколько интересна Chery локализация производства в России, особенно когда автозаводы иностранных брендов могут прекратить работу?
– Конечно, компания ищет такую возможность, но не в том контексте, о котором вы говорите. Этот вопрос остается все еще актуальным для головного офиса. Все понимают возможности, которые открывает уход с производственных площадок иностранных брендов. Но в моменте все-таки нам легче привезти автомобиль, чем то или иное количество комплектующих «собрать» со всего мира. Мне как руководителю, отвечающему в том числе за продажи, более интересен импорт, который дает возможность гибко реагировать на спрос. Локальное производство, к сожалению, такой возможности не дает – оно привязывает отдел продаж к определенному количеству выпускаемых машин. Это, условно скажем так, частное мнение отдела продаж. В масштабах всего бизнеса локализация нужна, головной офис это понимает и в настоящее время ведет переговоры и работу над этим, в том числе с учетом изменившейся ситуации.
– Как начало «спецоперации», разрыв логистических цепочек и новая волна пандемии в Китае отразились на планах по выводу на российский рынок новинок Chery?
– Все в силе. Произошел разве что сдвиг на два месяца из-за постановки бизнеса на новые рельсы, но планы не изменились. Так, в июле мы запускаем Chery Tiggo 7 PRO MAX. В августе-сентябре выйдет Chery Tiggo 4 PRO. Более того, рассчитываем даже на большее количество новинок, чем планировали. Так, в следующем году надеемся получить седан. Думаем об электрокарах. Хотим занять те ниши, которые освободятся на рынке.
– То есть если раньше Chery был сфокусирован на SUV, то теперь, с уходом из России крупных игроков, будете занимать их место в других сегментах? – Не совсем так. Будем заходить в седаны, чего до нынешней весны не планировали. Это высококонкурентный и низкомаржинальный рынок, который требует больших объемов продаж. Прежде его удерживало всего несколько брендов с локальным производством. Импортным седаном с ними было тяжело конкурировать. Но сейчас этот сегмент частично высвобождается.
– Насколько в текущих условиях рынка перспективно развитие продаж электрокаров?
– Трудно сказать, тем более, сейчас их продажи «нулевые». Тем не менее мы верим в электрокары в определенном контексте. В первую очередь, они интересны в корпоративном сегменте, а уже потом – в рознице. Их нужно реже обслуживать, а в ряде регионов стоимость электроэнергии достаточно низкая, поэтому при определенной модели использования они могут быть значительно более выгодными, чем машины с бензиновым двигателем.
– В 2022 году цены на новые автомобили Chery, как и у других марок, существенно увеличились, как это сказалось на целевой аудитории?
– Целевая аудитория меняется стремительно. Люди, которые до февраля подумать не могли, что станут покупать китайский автомобиль, тем не менее это делают. Мотивы у всех разные: недоступность машин других брендов, в ряде случаев «заградительные» страховые тарифы, возросшие риски, связанные с обслуживанием автомобилей брендов, приостановивших поставки, а также
«До конца 2022 года планируем открыть либо заменить порядка 50 дилерских центров»
доступности запчастей. Люди просто не понимают, смогут ли они продать их, скажем, через год.
С «китайцами», напротив, все более или менее понятно. Мы продолжаем продавать и обслуживать наши автомобили, на некоторые из которых распространяется семилетняя гарантия производителя. И если раньше покупка китайской машины была в большей степени эмоциональным поступком – клиентов привлекали количество опций и дизайн, – а рациональным решением было приобрести машину российского, корейского, европейского или японского бренда, то сейчас ситуация прямо противоположная. Купить китайский автомобиль – это рациональный поступок, а выбор в пользу «традиционного» бренда – эмоциональный. Поэтому аудитория «смешивается», и мы видим среди наших клиентов тех людей, которых не встретили бы еще два-три месяца назад. Во внутренних отчетах мы наблюдаем, как нашим дилерам сдают в trade-in автомобили «большой немецкой тройки», «японцев», «корейцев», «французов». Заметная доля – из премиального сегмента.
– Помимо покупателей новых машин, китайскими брендами нынешней весной особенно заинтересовались дилеры. Насколько часто авторитейлеры обращаются к Вам за франшизой?
– Дилеры, которые смотрят на шаг вперед, начали интересоваться китайскими марками еще до всех событий нынешнего года. До февраля 2022-го мы значительно расширили свою сеть. Но сейчас идет «двойной» процесс. Да, мы продолжаем открывать новые салоны в регионах, где нас прежде не было – на Дальнем Востоке. Однако в большей степени изменения в сети касаются замены действующих партнеров.
В последние месяцы наша сеть, можно сказать, прошла стресс-тест. Мы увидели, насколько наши партнеры оказались готовыми к трудным временам с точки зрения накопленных финансов, бизнес-процессов, профессионализма команды, опоры на послепродажное обслуживание. В результате поняли, что в ряде регионов надо заменить дилеров. На официальном сайте Chery опубликован список таких городов, где планируем либо открыть второй автоцентр, либо заменить действующий. Активно принимаем заявки.
– Насколько увеличится сеть Chery в России до конца 2022 года?
– Мы планируем за этот год открыть либо заменить порядка 50 дилерских центров.
– Какие дилеры, как правило, интересуются франшизой Chery сейчас? – У нас шквал запросов от дилеров разного масштаба, работающих как в массовом, так и премиальном сегментах рынка. Меньше трех-пяти заявок на место нет ни в одном городе. В некоторых даже по 10-15 заявок.
– Соответственно, и требования к дилерам в таких условиях ужесточатся?
– Нет, мы не раздуваем стандарты. Возможно, было бы логичным открывать более красивые и более масштабные шоу-румы. Но впереди нас ждут непростые времена. Поэтому если возникают новые требования, то они четко обоснованы потребностями.
Так, если в шоу-руме должен быть представлен весь модельный ряд, то, соответственно, когда линейка расширится, потребуется больше пространства демонстрационного зала. Но при этом сильно раздувать шоу-румы, например их удваивать, мы не намерены. Все изменения будут выражаться в «проценте» дополнительной площади. Все происходит плавно. То же самое и с требованиями по количеству подъемников на сервисе. Парк Chery в России увеличивается, мы видим, как после роста продаж нас накрывает волна машинозаездов в дилерские центры, что требует дополнительных мощностей. Все изменения продиктованы исключительно логикой рынка.
– Как сильно, по сравнению с прошлыми годами, выросла стоимость входного билета в бизнес с Chery?
– Смотря о каких годах идет речь. Если брать период пандемии, сейчас она такая же. В допандемийные времена была ниже, потому что не было требований к мебели, внутренним элементам салона. Сейчас они есть, но абсолютно адекватные для комфортного пребывания клиента в шоу-руме, стандартные для всего автобизнеса. Внутреннюю отделку, например напольную плитку, до сих пор менять не просим, а это обычно самая затратная и долгая часть ребрендинга.
– Как с ростом цен и дефицитом новых автомобилей изменились размер и структура маржи дилера?
– Ничего не изменилось. Наоборот, мы увеличили дилеру маржу. Вариативную часть тоже немного добавили для небольшого объема – тем партнерам, кто продает относительно мало. Даже в самые дефицитные времена действовали поддержка по trade-in – сейчас она составляет до 400 тысяч рублей, – субсидированные программы автокредитования, чтобы дилеры могли зарабатывать чуть больше на автомобилях с пробегом и финансовых продуктах. Плюс, у нас действует авторассрочка от трех банков. Такие условия никто из автопроизводителей на российском рынке сейчас не дает.
– Каков размер максимальной маржи дилера в продажах новых автомобилей?
– Этот показатель постоянно меняется. По последним данным, со всеми премиями он доходит до 11-12% – на дорогие модели.
– Сколько составляет «железная» маржа?
– «Железная» маржа – минимум 5-8%. Есть еще постоянные компенсации, мотивации и бонусы. Если суммировать все, то получается довольно приличная сумма.
– В нынешнем году стал популярен тезис о том, что в ближайшем будущем, из-за возможного ухода из нашей страны крупных игроков, Китай сможет захватить российский рынок новых автомобилей. Как Вы оцениваете такую перспективу?
– Это не Китай захватит долю рынка, а рынок сдастся китайским брендам. Сейчас продажи новых автомобилей в России в месяц составляют 25-30 тысяч машин. Но долго так не может продолжаться. Чтобы обслуживать экономику, замещать выбытие парка, объемы должны быть минимум 50-70 тысяч автомобилей в месяц. Ожидаем восстановления до этого уровня к осени. Но происходить оно будет за счет только тех брендов, которые могут обеспечить доступность машин. У покупателей просто не останется выбора. Так, если вы хотите купить кроссовер с современными опциями, то, кроме «китайцев», у вас нет вариантов.
– По итогам 2022 года участники авторынка ожидают, что продажи новых машин составят менее миллиона единиц. На какой объем Вы рассчитываете?
– Самые оптимистичные прогнозы – 700-800 тысяч новых машин, а доступность мы не видим больше 400–500 тысяч. Поэтому есть зазор в 200 тысяч единиц, и пока непонятно, кто его займет. Либо кто-то действительно начнет поставки и закроет этот зазор, либо цены будут выше, чем должны быть, из-за превышения спроса над предложением.
– В то же время у покупателей есть возможность обратиться ко вторичному рынку. Насколько на нем востребованы автомобили Chery?
– Доля Chery до пандемии была 0,3%. Весь рост продаж китайских брендов в 2019-20 годах отразится на вторичном рынке не ранее 2025-27 годов, так как средний срок эксплуатации машины в России сейчас «улетает» за пять лет. Напоминаю, на некоторые модели у нас гарантия семь лет.
– Одной из главных проблем авторитейла стал дефицит запчастей, как с ним справляетесь?
– Сейчас перебоев в логистике нет, но никто не знает, что будет дальше. Поэтому мы увеличили запасы на складах в России в два раза. Делаем это не только для того, чтобы обеспечить запчастями розничных клиентов, но и потому что активно выходим во флит-сегмент, а там очень важен фактор склада. Мы намеренно идем на дополнительные издержки. Это дает клиентам уверенность в покупке автомобилей Chery и влияет на рост наших продаж.
– Насколько сейчас дилеры обеспечены запчастями?
– Показатель service rate – моментальной выдачи детали по запросу – по сети составляет порядка 93%.
– Каким может быть максимальный срок поставки дефицитной детали?
– Детали доставляем железнодорожными путями или самолетами. Если негабаритная, то это может быть две-три недели. Если габаритная – хотя такие тоже держим на складе, – то максимум контейнер идет из Китая 40-60 дней.
– В апреле начал работу первый в России онлайн-дилер Chery – компания «Деалон». Какова цель этого проекта?
– Идея – запустить процесс, в котором человек может купить машину, не выходя из дома. Для этого один из наших действующих дилеров организовал отдельную компанию. У нее своя квота, она оказывает все необходимые услуги от возможности провести тест-драйв до полной оплаты автомобиля онлайн и доставки его клиенту. При этом продавать машины он может только онлайн.
До конца июня мы обкатываем этот процесс с «Деалоном», а дальше откроем тендеры. Первыми будут Санкт-Петербург и Краснодар, где мы начнем создавать аналогичные структуры. Получить такое дилерство может любой действующий партнер Chery.
Чтоб стать онлайн-дилером, надо будет организовать отдельное юрлицо с собственными структурами, руководством, персоналом. Нужно будет иметь эвакуатор, выездную оценку по trade-in, возможность принимать деньги напрямую с карточки клиента. И, конечно, показывать хорошие результаты в классическом ритейле.
На первых порах в крупных городах будет действовать по одному онлайн-дилеру, пока не увидим, что доля этого канала в общем объеме выросла до 15-20%. Сейчас она колеблется на уровне 5-7%. Кроме того, такую структуру нужно еще содержать, и мы посчитали, что для этого в ряде мегаполисов авторитейлер должен за месяц продавать онлайн минимум 20 автомобилей. В самых крупных городах, из-за того что там ФОТ и все расходы больше, – порядка 35 машин.
– В такой модели продаж контакт клиента и дилера будет осуществляться через цифровые сервисы Chery?
– Нет, почему? У дилеров есть свои сайты, причем доля собственного трафика у них составляет примерно половину. Хотя онлайн-дилер тратит на маркетинг в разы больше, чем классический ритейлер. Таковы реалии этого канала.
– Я правильно понимаю, что фактически онлайн-дилер Chery будет просто выдавать машину клиента и получать фиксированную маржу от продажи?
– Да. Онлайн-дилер не столь гибок, как офлайн-ритейлер. Но тот может как заработать на дополнительных продажах, так и терять прибыль в зависимости от условий рынка. Онлайн-дилер всегда будет играть в одну цену, обозначенную импортером.
– То есть получаются те самые прямые продажи от автопроизводителя, которых опасаются некоторые дилеры.
– Пока что предпосылок к тому, что онлайн-продажи станут реальной альтернативой традиционному дилерскому каналу, мы не видим, как минимум в ближайшие пять лет. Прямые продажи не заменят 100 дилерских центров и двух тысяч человек, работающих в них. Все это – связи на уровне региона, отдельный маркетинг, сотрудники, которые работают на бренд.
– Зачем дилеру создавать цифровой шоу-рум Chery, если он уже выступает партнером марки?
– Потому что в крупном городе работает сразу несколько официальных представителей Chery, но с возможностью онлайн-продаж – один. Это будет эксклюзивный канал, который обеспечит дополнительный объем. Плюс, такой дилер развивает и осваивает новые сервисы, и в будущем, если доля онлайн-продаж в целом на рынке резко возрастет, компания получит большое преимущество, поскольку уже будет обладать налаженным процессом.
– Одним из последствий падения продаж новых автомобилей для отрасли стало сокращение персонала. Насколько дилеры Chery смогут сохранить имеющийся штат с текущими объемами сбыта?
«Поддержкой в сохранении персонала дилерских сетей в России с нашей стороны станет то, что мы решили запустить еще один бренд»
– Смогут сохранить все 100%. «Дно» текущей истории пройдено, дальше для нас хуже ситуация уже не будет – будем только расти. Мы даже считаем, что в некоторых регионах надо расширить штат. Кроме того, некой поддержкой в сохранении персонала дилерских сетей в России с нашей стороны станет то, что мы решили запустить еще один бренд.
– То есть у «Чери автомобили Рус» появится третья марка?
– Да, она займет место в текущей линейке брендов, будет идти немного в сторону от Chery в направлении инноваций и молодежной аудитории. Ее задача – зацепить новых клиентов, отличающихся от владельцев автомобилей Chery, и, конечно, увеличить продажи за счет создания в России новой дилерской сети.
Сейчас мы видим, как ряд брендов уходит из нашей страны на пике своего развития, оставляя после себя обновленные автоцентры с идеально выстроенными бизнес-процессами, обученным персоналом и акционерами, сумевшими за последние два года хорошо заработать. Наше партнерство с ними может стать взаимовыгодным. Мы построим новую сеть, направленную на новую аудиторию, в том числе за счет сервисной базы ушедших брендов, и, таким образом, поможем сохранить рабочие места, обученных и успешных сотрудников, дадим возможность выжить как бизнесу, так и людям, работающим на него.
Самое главное, чтобы сейчас собственники дилерских центров ушедших или приостановивших работу брендов сохранили персонал и активность, пока мы разворачиваем плацдарм для нового бренда.
– Каким будет название нового бренда и в каком ценовом сегменте он будет выступать?
– Название мы объявим позже. Действовать он будет в параллельном с Chery ценовом сегменте. Это полноценный бренд с полноценной линейкой. Причем первой моделью будет кроссовер Omoda 5. Если все текущие автомобили марки Chery представляют поколение 2.0, то этот кроссовер создан в новой архитектуре и относится к поколению 3.0.
– Новая марка будет запущена уже в текущем году?
– Да, в текущем году планируем уже запустить новую дилерскую сеть, уже активно начали переговоры и формирование стандартов. До конца лета 2023 года согласовали с головным офисом в рамках этого бренда гарантированно три новые модели.
Евгений Еськов
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю»
№6 за 2022 год.
Другие интервью
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте