
Родословная британского бренда MG уходит корнями в первую четверть XX века. В конце прошлого столетия марка сменила Туманный Альбион на континентальную Европу и продолжила существование под крылом BMW. Однако уже в 2005 году в истории MG началась новая глава – компанию выкупил китайский концерн Nanjing Automobile Group, который спустя два года вошел в состав холдинга SAIC. На российском рынке бренд официально появился в 2023 году. В интервью «АвтоБизнесРевю» генеральный директор компании «Мир-Дистрибьютор» Юрий Афанасьев рассказал о том, какие ценности импортер намерен привить покупателям автомобилей MG и какие сложности возникают на пути полноценного становления марки в России
– В этом году британский бренд MG отмечает 100-летний юбилей. Фактически сегодня это старейшая марка, официально представленная на российском авторынке. Однако для большинства наших автолюбителей MG все же остается неизведанным продуктом. Помогает ли столь богатая история выделить бренд на фоне других автопроизводителей?
– Информацию о MG легко найти в интернете. На различных порталах, на YouTube, на официальном сайте доступна информация об истории бренда, о продажах машин в разных странах, о востребованных моделях и дистрибьюторах, множество видеороликов и других материалов. Поэтому есть немало людей, которые прекрасно знакомы с брендом, и это, безусловно, является положительным моментом. К тому же в нашем случае речь идет о двух латинских буквах, и они легко запоминаются, являясь сокращением понятных всем слов. Это выделяет MG на фоне других новых брендов со сложными названиями и, конечно, тоже способствует его продвижению.
– Почему «Мир-Дистрибьютор» принял решение начать поставки MG? Какие факторы сыграли в пользу выбора этой марки?
– Я занимаюсь автомобилями из КНР с 2008 года и лично посетил более 80 производственных предприятий. Это позволило глубоко ознакомиться с различными китайскими брендами, которые появляются, исчезают и снова возвращаются на российский рынок. Я знаю заводы, которые выпускают эти автомобили, и разбираюсь в технологиях.
Поэтому работа с концерном SAIC для меня – это высшая точка сотрудничества с китайскими производителями, поскольку я уверен, что на сегодняшний день нет ничего лучше. Завод SAIC – один из самых современных в мире. При изготовлении автомобилей MG
«Изначально мы сосредоточили внимание на количестве ввозимых автомобилей, но сейчас мы изменили стратегию, делаем акцент на качестве сервиса для наших клиентов и активно ищем своего потребителя»
применяются передовые технологии, и уровень производства вызывает уважение. Конечно, российской аудитории более известны такие бренды, как Geely, Changan, Chery или Haval, но они уже давно присутствуют на рынке как независимые игроки, и их история менее интересна, чем история MG.
На бренд всегда влияет тот рынок, на котором он официально присутствует. Если внимательно изучить этот вопрос, можно заметить значительные различия между брендами, представленными на развивающихся и на развитых рынках. Бренд MG имеет много дистрибьюторов в странах Европы, где приходится конкурировать с такими игроками, как FIAT, Ford, Volkswagen и др. Уровень подготовки продукта для выхода на эти рынки, в том числе уровень документации, которую необходимо собрать для этого, – очень серьезный. Например, сервисный мануал для MG 5 насчитывает 11 тысяч страниц – здесь подробно описаны различные ситуации, которые могут возникнуть при эксплуатации автомобиля. Я не могу назвать ни один бренд на российском рынке, о котором можно было бы сказать нечто подобное.
– Так получилось, что продвижением MG в России занимаются два официальных дистрибьютора. В чем разница между вашей компанией и «ЭмДжи Мотор Рус»?
– На территории Российской Федерации существует один официальный представитель, указанный в одобрении типа транспортного средства, – «Мир-Дистрибьютор». И получение уже третьего ОТТС подтверждает серьезность наших заявлений. Что касается другого игрока рынка, просто посмотрите на итоги года. Да, в определенное время было разрешено ввозить китайские автомобили по параллельному импорту, и эта компания открыла два дилерских центра, в которых машины находятся до сих пор.
– За три квартала 2024 года на учет было поставлено всего три с половиной сотни автомобилей MG. С каким результатом по объему продаж компания рассчитывает закрыть 2024 год? Какие планы на 2025-й?
– 2024 год оказался непростым для нашего бренда, хотя изначально мы смотрели на сроки получения ОТТС с оптимизмом. К сожалению, это сказалось на длительности всего процесса. Мы не могли предположить, что получение ОТТС займет больше года. Возникло множество вопросов и проблем, причем часть из них невозможно решить без участия производителя, который является крупной и сложной организацией. Процесс создания технической документации также требует значительного времени. Мы набираемся опыта и вскоре ожидаем получения четвертого ОТТС. Это, конечно, облегчит решение текущих вопросов.
Изначально мы сосредоточили свое внимание на количестве ввозимых автомобилей, но сейчас мы изменили свою стратегию, делаем акцент на качестве сервиса для наших клиентов и активно ищем своего потребителя. Постепенно наши покупатели начинают осознавать, что цена и привлекательный внешний вид – это не единственные характеристики, на которые следует ориентироваться при выборе автомобиля. И 2024 год мы планируем завершить с продажами около 1 тысячи автомобилей. Говорить о планах на 2025 год сейчас сложно – жизнь полна неожиданностей. Например, никто из профессиональных игроков в корпоративном секторе не может строить конкретные прогнозы, поскольку лизинг и автокредиты становятся недоступными для бизнеса. Ставки лизинга от 27 до 29% без НДС действительно усложняют ситуацию. Поэтому, вероятнее всего, мы сосредоточимся на расширении модельного ряда, укреплении нашего присутствия на рынке и будем использовать все доступные инструменты для снижения стоимости наших автомобилей для конечных покупателей.
– Выйти на заявленный объем реализации MG в 20 тысяч автомобилей в год – это реальная цель? Какая доля российского рынка устроила бы марку?
– Это реально, но возникает вопрос о том, когда это произойдет. Достижение такой цели не составляет большой сложности, важнее выяснить, сколько мы готовы за это заплатить. Мы не планируем ввозить автомобили с убытком ради увеличения доли рынка – такой стратегии у нас нет. Машины MG всегда позиционировались как не самые дешевые, но самые качественные, и мы стремимся воспитать потребителя, который, используя нашу машину на протяжении длительного времени, сможет наслаждаться ею, а не испытывать неудобства уже через полгода после покупки. Наша первоочередная цель – занять 1-1,5% рынка.
– Какие сложности приходится преодолевать при поставках автомобилей на российский рынок?
– Первая сложность заключается в том, что финансовые транзакции с Китаем значительно затруднены. У нас был случай, когда мы потратили практически полгода на поиск способа осуществления платежей. Текущий вариант нас не устраивает, так как комиссии за переводы в Китай – от 4% и более. Это нежелательно, ведь если значительная часть дохода дистрибьютора уходит на комиссии от 4 до 7%, это создает для него серьезные проблемы.
Вторая проблема связана с доступностью финансирования внутри страны. Платежи за CBU [Completely Built-up Unit. – Прим. ред.] могут вдвое превышать стоимость автомобиля с учетом доставки, поэтому финансирование необходимо искать в России, но его стоимость оказывается очень высокой и зачастую неподъемной. Наконец, третья сложность – это трудный процесс сертификации.
Все вышеперечисленные проблемы обусловлены влиянием санкций, сейчас практически невозможно найти банк, не подпадающий под них. И даже если вам это удастся, он должен быть заинтересован в сотрудничестве и предоставлении финансирования.
– Очевидно, что вопрос локализации производства автомобилей MG в России сейчас преждевременен. Рассматривается ли он на перспективу?
– Вопрос о локализации производства на данный момент неактуален и не имеет смысла в долгосрочной перспективе. В настоящее время на российском рынке преобладают CBU.
– В феврале ваша компания сообщала о планах начать продажи не менее 10 моделей в 2024 году. Что помешало этим намерениям воплотиться в жизнь к настоящему моменту?
– Мы скоро начнем принимать заказы на 10 моделей и обязательно выполним свое обещание. Мы уже занимаемся подготовкой документов со стороны производителя на все модели, которые будем поставлять.
– Седан MG 5 стал дебютной моделью от официального дистрибьютора в России. Но сейчас на рынке представлен автомобиль первого поколения. Почему не запустили сразу второе?
– Потому что второго поколения MG 5 не существует. Есть модель MG GT, но это совершенно другой автомобиль с иным типом кузова. Если вы откроете сайты различных дистрибьюторов по всему миру, то увидите, что большинство рынков предлагают MG 5 в том же кузове, что и у нас. Такова политика концерна, и этот автомобиль будет производиться еще несколько лет, поскольку он обладает
«Постепенно наши покупатели начинают осознавать, что цена и привлекательный внешний вид – это не единственные характеристики, на которые следует ориентироваться при выборе автомобиля»
уникальными характеристиками, зарекомендовал себя как очень надежный и на него существует устойчивый спрос. Модель появилась в таких странах, как ОАЭ и Мексика. Стоит отметить, что большая часть этих машин используется в таксопарках.
Новый автомобиль MG 5, о котором все говорят (то есть MG GT), доступен на тех рынках, где нет сложных процедур сертификации, в том числе с коммерческим наименованием MG 5. Он создан для внутреннего китайского рынка и не во всем соответствует высоким стандартам безопасности, принятым в том числе у нас. Вы, наверное, помните скандальные сообщения о том, что эта модель получила ноль звезд на тестах австралийского агентства NCAP. Поэтому она продается в основном на тех рынках, где к безопасности предъявляются пониженные требования. Мы же реализуем в России модель MG 5, которая с честью выдержала все тесты и прошла сертификацию и у нас в стране, и в Европе.
– Летом линейку марки пополнил лифтбек MG 6. В каких пропорциях обе модели делят покупателей?
– Если MG 5 – это автомобиль для бизнеса, то MG 6 предназначен больше для личного использования.
– В ноябре был получен ОТТС на компактный кроссовер MG ZS. Какие ожидания закладываете в эту модель? Можно ли назвать ее будущим бестселлером марки?
– Обновленный MG ZS является бестселлером марки на всех рынках, где продается. В Испании, например, в некоторые месяцы этого года он вообще был самой продаваемой моделью, опередив даже многолетнего лидера Dacia Duster. Так что мы уверены в прекрасном будущем этой модели и на нашем рынке.
– Какие еще новинки MG появятся на российском авторынке в 2025 году?
– В 2025 году на российском рынке появятся модели RX5, RX9, HS, а также MG 4 и MG 7. Это произойдет ближе к лету.
– Решился ли к настоящему времени вопрос с русификацией и зимними опциями на автомобилях MG?
– Первым русифицированным автомобилем MG станет новый MG HS. В нем предусмотрены зимние опции и поддержка русского языка.
– В отличие от Казахстана, где ваша компания также выступает официальным дистрибьютором MG, гарантия на автомобили в России составляет три года или 100 тысяч км пробега – на два года и 50 тысяч км меньше. Изменится ли это положение в лучшую сторону?
– Мы пока считаем этот вопрос незначительным. Если посмотреть на MG 5, то приобретенные нашими покупателями машины уже проехали по 100 тысяч км, и эта цифра в этом году может увеличиться до 150 тысяч. В эксплуатации в России сейчас находятся 600 автомобилей MG 5, и у нас был только один незначительный случай обращения по гарантии. Первая модель, которую мы выпустили на рынок, предназначена для бизнеса, пробег машины в среднем составляет около 100 тысяч км в год. У нас есть автомобили, которые проехали более 80 тысяч км, и их владельцы еще не меняли тормозные колодки. Для сравнения некоторые машины других более известных брендов требуют замены дисков и рулевых наконечников уже после 20 тысяч км, не говоря уже о частых проблемах с электроникой и другими деталями. В Казахстане таможенные сборы ниже. Если бы с нас не взимали 1,2 миллиона рублей на таможне, мы могли бы повысить стоимость машин и предоставить другую гарантию. За этот автомобиль нам не стыдно, поэтому можно смело давать гарантию на 200 тысяч км и семь лет, не переживая об этом. Однако если на некоторых рынках полностью отсутствует утилизационный сбор и существует только таможенная пошлина в пределах 10%, то у нас пошлина составляет 15% плюс НДС 20%. Так что это вопрос экономики, и мы лучше сконцентрируемся на том, чтобы сделать автомобили более доступными. Возможно позже мы пересмотрим свой подход к этому вопросу.
– Что сегодня представляет собой дилерская сеть MG?
– Дилерская сеть в РФ насчитывает более 30 автоцентров в 21 городе: Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Красноярске, Йошкар-Оле, Екатеринбурге, Тюмени, Ульяновске, Новосибирске, Пензе, Тамбове, Смоленске, Сургуте, Оренбурге, Казани, Набережных Челнах, Севастополе, Воронеже, Краснодаре и Владимире. Центральный склад запчастей находится в Москве, два региональных – в Екатеринбурге.
– Трех складов запчастей хватает для покрытия потребностей авторитейлеров? Или, напротив, это излишние мощности?
– Пока нам этого хватает.
– Как будет расширяться покрытие дилерской сети в 2025 году? Какие цели по развитию ставите на будущее?
– Мы рассчитываем на развитие дилерской сети после того, как у нас появится ОТТС на второй кроссовер. Планируем получить его в I квартале 2025 года. В наших планах – увеличить количество дилеров для начала до 100.
– Практику предоставления прямых скидок на автомобили, как у некоторых китайских марок, не планируете внедрять?
– У нас есть практика предоставления прямых скидок: если дилер обратится к нам, мы всегда найдем индивидуальное решение.
– Какие привилегии в таком случае доступны корпоративным клиентам MG? Готовы ли таксопарки и сервисы каршеринга использовать автомобили марки?
– Да, готовы. На данный момент основной объем реализованных MG 5 эксплуатируется именно в таксопарках, и мы получаем самые положительные отзывы.
– Какой, по Вашему прогнозу, окажется ситуация на российском авторынке в 2025 году?
– Если ситуация не изменится, на российском авторынке будет трудно. С небольшой базой выживать гораздо легче.
Георгий Аплевич
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №12 за 2024 год.

Другие интервью
-
18 октября 2010
Денис Петрунин «До кризиса дилеры машину "выдавали", никто не продавал. Но теперь так не будет»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте