Вячеслав Зубарев: «Агрессивный рост, потом – хлоп!»

«Большинство брендов новых автомобилей просто убыточны, мы зарабатываем на дополнительных услугах», — говорит Вячеслав Зубарев, владелец компании «ТрансТехСервис», которая в этом году поднялась на второе место в России. В ходе интернет-конференции с читателями «Бизнес Онлайн» он рассказал, почему авторынок начал расти, хотя экономика в стагнации, чего он ждет от скорой поездки на мировую презентацию нового Porsche Cayenne и за что вся автоиндустрия ненавидит Илона Маска.


Вячеслав Викторович, падение автомобильного рынка России за 2015 год вы назвали «драматичным» и оценили его в 40%, а как оцениваете состояние рынка по итогам 2016 года и восьми месяцев 2017-го?

В 2016 году продолжалось падение рынка — 12%. Это, конечно, не 40%, но рынок все равно продолжал падать. Но совершенно очевидно, что в этом году будет рост.

С какими показателями завершил 2016 год «ТрансТехСервис» (ТТС)?

По итогам 2016 года при падающем рынке мы выросли более чем на 10%.

Видимо, выросла доля ТТС на рынке?

И доля наша выросла, причем она неуклонно растет каждый год: в 2009 году она была 1,02%, в 2015-м — 2,52%, в 2016-м — 3,13%, за восемь месяцев 2017 года — 3,41%. По итогам 2017 года, думаю, будет 3,45%. То есть почти 3,5% от всех продаж новых автомобилей России делаем мы. Мы продали более 44,6 тысячи новых автомобилей и 21,8 тысячи машин с пробегом.

Какое место в России занимает ТТС по продажам новых машин?

По итогам 2016 года мы заняли второе место — после московского «Рольфа».

На втором месте в России — это с учетом подержанных машин?

Нет, по подержанным идет отдельная статистика, но там мы тоже на втором месте по России, причем тоже после «Рольфа».

У них владелец — депутат Госдумы Сергей Петров...

Это мой хороший приятель. Я считаю, что он основоположник современного автобизнеса в России, можно сказать, с него начиналось все. Ну и московский рынок, вы же понимаете, длительное время был самым интересным.

Что происходит с рынком в 2017 году и как дела у ТТС?

Российский рынок растет, но при этом надо сказать, что статистика несколько кривоватая: некоторые компании рапортуют больше, чем продают. По продажам новых автомобилей за восемь месяцев текущего года рынок вырос на 7%, а мы — на 28%. Мы предполагаем, что этот год рынок закончит с ростом 10%, а ТТС — с ростом 25%.

Где лучше идут у вас продажи или везде равномерно?

И по брендам неравномерно, и по территориям. Лучше продаются бюджетные автомобили — Renault, Hyundai и Kia. Автомобилей премиум-сегмента мы продали чуть меньше, чем в прошлом году, но и по российскому рынку в целом картина практически та же.

Как считаете, почему? Ведь в кризис богатые не беднеют.

Изменилось потребительское поведение. Видимо, кто-то решил перейти на автомобиль более низкого класса. Закономерность рынка такая: он начинает падать с самых дешевых автомобилей и восстанавливаться начинает с них же.

А по городам и регионам где у вас точки роста?

Хороший рост идет во всех городах нашего присутствия. В Татарстане мы продаем около 50%. Конечно, на фоне других регионов наша республика растет подинамичнее, по крайней мере, по покупательной способности.

Какие компании можно назвать крупными игроками татарстанского рынка автомобилей?

Крупных два — «ТрансТехСервис» и «КАН Авто». А вообще мы не беремся судить о размерах бизнеса наших коллег.

Какая доля ТТС на рынке Татарстана и Казани?

Мы сами-то не считаем доли, но, думаю, по республике — между 40% и 50%, а в Казани — 35-40%, потому что здесь мы Lada не продаем, а это все-таки самый массовый автомобиль по продажам.

Как видите дальнейшее поведение рынка?

Сегодня на автомобильном рынке идет процесс консолидации. Достаточно большое количество дилеров были закредитованы, с неудачной экономикой. Слабые вымываются с рынка.

В Татарстане какие компании уходят с рынка?

Я не отслеживаю этот процесс, но как о свершившемся факте можно сказать, что АКОС потерял дилерство Kia в Казани, питерский дилер Ford ушел с казанского рынка. Некоторые автосалоны переформатированы в магазины — это же видно.

Думаю, процесс консолидации будет продолжаться, потому что автомобильный бизнес довольно сложный. Кто-то будет закрываться, кто-то будет продаваться, а кто-то будет развиваться.

Какой у вас кредитный портфель? Или это секрет?

Я могу приоткрыть завесу: когда банк анализирует, кредитовать или нет, у них есть ключевой показатель — соотношение долга к EBITDA. Когда это соотношение меньше двух, организация считается сверхнадежной. Мы за границу двух никогда не выходили, поэтому и проблем с кредитованием не было, любой банк готов нас кредитовать.

Какой у вас оборот?

В 2016 году оборот составил более 60 миллиардов рублей, с НДС — 75 миллиардов, а в текущем году мы прирастем прилично.

Вы планируете открывать новые автосалоны?

До начала следующего года какие-то автосалоны переформатируем, то есть был один бренд, а станет другой, а какие-то салоны заново откроем. Салон Porsche в Уфе мы открыли летом, но торжественное открытие состоится только 24 октября.

Каков объем инвестиций в этот салон?

Около 200 миллионов рублей. А вообще, строительную программу мы минимизировали. Сегодня у нас 83 дилерских центра продаж новых автомобилей и 14 центров продаж авто с пробегом. По количеству центров мы чемпионы России. Но количество — это не самоцель, это вынужденная мера. Лучше бы с одного продавать такое количество...

Портфель брендов у вас пока тот же самый будет?

Да. Мы с новыми брендами очень осторожны.

Не переживаете, что не вы салон Mercedes-Benz открыли? Бились за дилерство?

Mercedes-Benz, безусловно, хорошая марка, но мы в тендерах в последние годы не участвовали. Значительно раньше мы вели переговоры с Mercedes-Benz, но как-то не сошлось. Мы довольны тем портфелем, который у нас есть.

Два салона Mercedes-Benz на такой город — это не много?

Много или мало — жизнь покажет. В принципе, машиноемкость достаточно большая.

Вообще, рынок премиальных автомобилей не перенасыщен? У нас и BMW, и Porsche, и Mercedes-Benz.

Все-таки Казань — большой город. Я думаю, на то количество автоцентров, которое на сегодняшний день есть, в принципе клиентов хватит.

Это премиальные. А в целом?

А в целом во многих городах перенасыщено. Автоцентры в некоторых городах, откровенно говоря, убыточны, потому что инвестиции были сделаны из расчета, что рынок будет расти. Вот Ульяновск — город областной, но я знаю, что там целыми пачками продавались разные автосалоны премиум-бренда. Прекрасный салон BMW предлагали с большой скидкой, но я не видел там потенциала для бизнеса BMW. Ну вот купишь его по дешевке, а дальше что? Если нет клиентов, он все равно будет генерировать убытки.

Кроме городов-миллионников у нас достаточно успешно в Челнах функционирует центр BMW. Audi у нас в Ижевске есть, который пока не вышел на запланированный уровень продаж, но я думаю, что выйдет. Конечно, в небольших городах часто ситуация такая, что «Боливар может не вынести всех»: если один бренд успешен, то он будет забивать других, кому-то не хватит клиентов. Если бы каждый автосалон из премиум-сегмента продавал хотя бы по 20-25 машин ежемесячно (это уровень безубыточности), то этого хватило бы, чтобы небольшой автоцентр прокормить. Так надо 200 машин в год продавать. Если 200 одного бренда, то это нормально, а если три бренда, то 600 покупателей может и не найтись...

Вы сказали, что в Казани Lada не продаете, а где продаете?

В Набережных Челнах, в Нижнекамске и в Уфе. У нас один салон в Челнах существовал всегда, мы же с Lada начинали. Но все салоны потом закрыли, кроме Челнов. Там оставили, чтобы мониторить ситуацию. Но когда увидели, что, наконец, начинают наводить порядок на заводе, открыли еще салоны.

И сколько продаете Lada сейчас?

За прошлый год — почти 3,1 тысячи автомобилей, за восемь месяцев этого года — 2,5 тысячи.

Почему вы думаете, что потенциал роста у АвтоВАЗа есть? Научились в России автомобили делать?

Да, автомобили по качеству стали заметно лучше. Самое главное — они стали идти не «своим особым» путем. Мы же всегда говорим, что вот мы, Россия, нас тут умом не понять, у нас особый путь. Мы зачастую, я считаю, себя обманываем, успокаиваем.

Спасибо Renault!

Ну конечно, и нашим менеджерам спасибо, но вот то, что вошел капитал Renault и Nissan, стало ключевым шагом к цивилизации. Сейчас это такой же завод, как и по всему миру, потому что автомобильная промышленность глобализирована.

Какие модели Lada сегодня востребованы?

Новые модели все хорошие. Сегодня модельный ряд Lada сбалансирован.

Сколько человек работает в группе компаний ТТС?

Более 5,5 тысячи.

А вы отдаете себе отчет в том, что через энное количество лет столько людей вам не потребуется — их заменят роботы или интернет-продажи? Как считаете, через сколько лет это произойдет?

Что касается интернета, то это, конечно, произойдет, но очень-очень постепенно, потому что покупка автомобиля — это все-таки эмоциональный процесс: многие хотят посидеть в автомобиле, почувствовать его. Некоторых людей даже демоавтомобиль не устраивает, они просят прокатиться именно на том, который хотят купить. Человеку нужно почувствовать машину. Даже звук двигателя услышать важно! Я был на гонках электромобилей в Монте-Карло и чуть не заснул — без рева двигателей нет никаких эмоций. Не хватало только одного — звука, а уже не та атмосфера... При покупке автомобиля эмоции присутствуют, и их, конечно, хочется получить.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Business-gazeta.ru 11.10.2017

Авторы: Татьяна Завалишина, Рашид Галямов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 октября 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 6795

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте