Глава РОАД: «Падение уже замедляется»

Продажи новых автомобилей растут последние несколько месяцев, но до прошлогоднего уровня пока не восстановились. Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал в интервью ДП о том, как развивается рынок и какие факторы сейчас влияют на него.


В каком состоянии сейчас находится авторитейл и какова динамика продаж в последние месяцы?

Рынок новых авто еще в прошлом году начал испытывать проблемы. С октября продажи от роста перешли к падению, связано это было с двумя факторами, которые так или иначе очень серьезно действуют на отрасль.

Первый — это ставка Центробанка, которая была повышена до 21%. Фактически это заградительный уровень, потому что банки предлагали кредиты с дополнительной маржей 4-5% и их общая стоимость доходила в это время до 29%. То есть автомобиль в течение года должен был дорожать в руках владельца на 30%. На тот момент покупки автомобилей в кредит составляли примерно 60% рынка. Результат — от них отказалась практически половина потенциальных покупателей. То есть на эти 30% рынок за полгода примерно и рухнул.

Во-вторых, в прошлом году правительством была принята программа повышения утильсбора на ввозимые автомобили, и это спровоцировало рост стоимости авто. А любое подорожание, безусловно, отражается и на объеме продаж. В среднем, как говорят маркетологи, 1% цены снимает с рынка как минимум 1% продаж, а иногда и 2%.

В последние два месяца мы наблюдаем некоторое оживление рынка. Но если сопоставить продажи июля с июлем прошлого года, то это все равно падение практически на 20%. Ну а что касается августа, оно составило 18%. То есть падение уже замедляется, но до восстановления еще пока далеко.

Каково сейчас финансовое положение дилеров? Участники рынка неоднократно говорили, что компании вынуждены закрываться или осваивать какие-то иные направления деятельности.

В прошлом году большинство дилеров относительно благополучно себя чувствовали и закончили год с относительно позитивным результатом. В последние годы чистый доход в месяц был всего лишь 2,5-3%, причем стоимость кредитования составляла порядка 10%. Однако потом она выросла в 2,5 раза, и фактически дилер стал платить просто 2% за стоки, которые он приобретает.

Все думают, что большинство автомобилей дилеры приобретают за собственные средства. Да, какая-то часть накопленных денежных средств в виде прибыли идет на покупку товара, в том числе запчастей и автомобилей. Но основная часть машин покупается с помощью кредитных средств. Так было принято многие годы, потому что авто стоит дорого, сегодня в среднем 3 млн рублей. Средняя маржа, которую изготовитель дает дилеру в конечном итоге, это 5%, 150 тыс. рублей.

Теперь представьте, что в среднем автомобиль продается два месяца и за кредит нужно заплатить 2%. Сколько остается дилеру в виде чистой маржи? Максимум 1%. А если автомобиль еще дольше задержался на складе, то и этого нет.

Введение новых условий финансирования привело к тому, что этот год большинство дилеров закончит с нулевым или отрицательным результатом. Также растут косвенные административные издержки. Например, налог на прибыль увеличен на 5%. Большинство дилеров раньше могли услуги сервиса вести по упрощенной системе налогообложения, сейчас это фактически невозможно. Раньше они платили с услуг сервиса 6%, сейчас платят НДС 20%.

Кроме того, постоянно добавляются различные регулирующие меры. Например, маркировка товара. Это тоже требует затрат и усилий. То есть возникают дополнительные расходы, рентабельность бизнеса уменьшилась, а прибыль пришла к нулю.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале DP.ru 17 сентября 2025 года.

Автор: Александр Возяков

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте