Кирилл Ларин: «Слив машин сильно вредит всем»

Темпы выдачи автокредитов в апреле сократились после рекорда в марте. По данным НБКИ, месяц к месяцу число выданных автокредитов снизилось на 12%, до 137,3 тыс., что на 71% превышает уровень апреля 2023 года. О трендах рынка, уровне ставок, объеме субсидируемых автоконцернами кредитов и бизнесе дилеров «Ъ» рассказал гендиректор IT-платформы для продажи авто в кредит «еКредит» Кирилл Ларин.


Как вы оцениваете ситуацию на авторынке и в автокредитовании в 2024 году?

Год начался с того, что все резко поползло вверх. И цена автомобиля, и средняя стоимость кредита, и его средний срок. Кроме одной метрики — проникновение кредитных продаж в розницу. В новых автомобилях средняя кредитная пенетрация составляла в прошлом году около 70%. Различия в зависимости от брендов, конечно, были: есть чемпионы вроде Сhery, где она 90%, и есть условный «Москвич», у которого 20-30%. Но в этом году проникновение кредитных продаж резко стало сокращаться.

С чем это связано?

Из-за увеличения ключевой ставки у брендов резко выросла стоимость субсидирования. Если раньше, когда ставка была маленькая, им требовалось не очень много, чтобы сделать супермаркетинг, то теперь это цифры, которые, ну, в общем объеме, я думаю, примерно за 100 млрд руб. по году. Это просто какое-то гигантское количество денег, которое производители теперь должны вбухивать в банки, чтобы получить субсидированную ставку.

Но автоконцерны продолжают поддержку рынка?

Безусловно, иначе у них не будет продаж. Но все понимают, что настало время менять подходы, потому что вдруг экономика перестала их устраивать. Затраты на субсидирование ставки растут, а кредитная доля падает.

Есть еще два фактора, которые очень сильно повлияли. В конце 2023 года автопроизводители завезли большое количество автомобилей и попросили дилеров выкупить эти автомобили, чтобы выполнить план по году. Дилеры встретили Новый год в ситуации, когда у каждого на парковке стоит какое-то количество автомобилей — кому-то повезло, и это были десятки автомобилей, а у кого-то это тысячи автомобилей.

В 2024 году появились еще автомобили, которые тоже надо продавать, а вы старые еще не успели продать. С этим все сейчас пытаются распутаться. Слив машин очень сильно вредит долгосрочно и брендам, и дилерам, и клиентам. Потому что клиенты сидят и ждут этого аттракциона невиданной щедрости.

Какая доля клиентов сейчас вообще берет кредиты по полной ставке?

У разных брендов это разное значение. Есть прокачанные кредитные программы — Chery, или АвтоВАЗ, или Haval. Но есть, например, бренд «Москвич», у которого, очевидно, проникновение кредитов не такое успешное, как им бы хотелось, но просто потому, что бренд пока, на мой взгляд, себя еще не нашел. Но в целом доля субсидируемых кредитов на сегодняшний момент составляет всего 30-40%. И в итоге, смотрите, по данным за апрель средняя ставка по новым автомобилям составляет около 15%.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №85/П от 20.05.2024

Авторы: Ольга Никитина, Полина Трифонова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

20 мая 2024
  • Комментарии 0
  • Посещений 2960

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте