«Toyota должна показать – клиент на первом месте»

Последние события с красноярской ГК «Крепость» Александра Кангуна вызвали широкий резонанс в автодилерских кругах всей России. Основной вопрос, который задают наблюдатели: действительно ли расторжение договора со всеми вытекающими последствиями было единственно возможной мерой в сложившейся ситуации? В интервью «Континенту Сибирь» основатель «СЛК-Моторс» Наталья Жданова и бывший член совета директоров «СЛК-Моторс», глава РОАД Олег Мосеев рассказали о том, в какой степени ситуация с «Крепостью» является типовой для отрасли, и что делать дилерам и их клиентам для того, чтобы избежать такого развития событий.


«Крепость» и «СЛК-Моторс»: по схожему сценарию?

Наталья Валентиновна, в ситуации с «Крепостью» прослеживаются определенные аналогии с событиями двухлетней давности вокруг «СЛК-Моторс». И с точки зрения расторжения дилерского договора с «Тойота Мотор» в условиях наличия покупателей на бизнес, и с точки зрения возникновения проблем с клиентами, и с точки зрения других немаловажных обстоятельств. Следите ли вы за ситуацией с ГК «Крепость» и согласны ли с тем, что события развиваются по достаточно схожему сценарию?

Н. В.: Мы очень давно знакомы с Александром Кангуном, и я, конечно же, в курсе ситуации с «Крепостью», лично переживаю ее, как ранее ситуацию с «СЛК-Моторс». Я согласна с тем, что события развиваются по очень похожему сценарию.

Письмо от «Тойота Мотор» о расторжении дилерского договора с «Крепостью» пришло Александру Кангуну в ночь с 10 на 11 апреля, и уже через две недели, в рекордно сжатые сроки, дистрибьютор в одностороннем порядке лишил «Крепость» дилерского контракта. В нашем случае в письме, пришедшем 17 декабря 2015 года, речь также шла о двух неделях. Неимоверными усилиями нам удалось убедить «Тойота Мотор» в том, что за такой срок мы не успеем решить вопрос с клиентами. Нам дали два месяца, но с учетом того, что все происходило в канун Нового года, по сути, у нас оставался месяц, за который мы смогли частично выплатить зарплату, поставить автомобили, рассчитаться с клиентами.

Александра Кангуна, как, впрочем, и меня, сложно отнести к людям, которые не разбираются в бизнесе. Заранее прогнозируя возможное развитие событий, он предлагал «Тойота Мотор» различные пути выхода. Банки-кредиторы «Крепости» были готовы провести реструктуризацию, которая позволила бы функционировать бизнесу и дальше. Непосредственно по Абакану удалось найти инвестора, который был готов купить бизнес в Хакасии и даже осуществил предоплату в подтверждение своих намерений. Этот вариант Александр Кангун предложил дистрибьютору Toyota.

То же самое происходило и в нашем случае. Началось с того, что наши планы были связаны с продажей бизнеса, и мы нашли покупателя, который был готов приобрести «СЛК-Моторс» (речь шла о директоре Алтайского завода агрегатов Вячеславе Кривашине. — «КС»). Он провел полный аудит предприятия, подписал трехсторонние соглашения с банками-кредиторами. Просчитав финансовое состояние компании и уровень рентабельности, он был готов вливать дополнительный оборотный капитал и покрывать всю кредиторскую задолженность. Более того, понимая, что «Тойота Мотор» всегда было против смены юридического лица, мы планировали провести сделку с его сохранением. Но дистрибьютор не дал нам продать бизнес! Письмо от «Тойота Мотор» о расторжении контрактов появилось тогда, когда я отправила в Москву официальное письмо о смене собственника компании с просьбой согласовать нового владельца. Подчеркну, что контракт к этому моменту у нас еще не заканчивался.

Однако и на этом этапе ни я, ни Александр Кангун, не сдались. «Крепости» удалось найти стратегического инвестора — крупного и устойчивого федерального дилера, имеющего большой опыт работы с брендом Toyota. Его кандидатура не могла не устроить всех заинтересованных сторон. Выход этой компании в Красноярский край был выгоден и банкам с точки зрения закрытия кредиторской задолженности «Крепости», и клиентам, и, по всей логике, и дистрибьютору. Но «Тойота Мотор» воспрепятствовало и этому. Точно так же в нашем случае, получив письмо о расторжении договора, мы начали переговоры с СП «Бизнес Кар», крупнейшим дилером марки в России, который проявил интерес к новосибирскому и алтайскому рынку. Компания была готова выкупать автомобили, передать клиентам, продолжать бизнес в тех же салонах. Но и тут со стороны дистрибьютора возникли препятствия такому развитию событий.

То есть если бы «Тойота Мотор» согласовало и вам, и Александру Кангуну продажу бизнеса, то дилерские контракты были бы сохранены, проблем с банками и клиентами не возникло бы?

Н. В.: Да! Дилерские центры продолжили бы функционировать, банки не столкнулись бы с обесценением имущества, а клиенты спокойно получили бы свои автомобили. И такой сценарий, я считаю, не реализовался из-за несогласия «Тойота Мотор».

Для сравнения: почему в аналогичной ситуации и Porsche, и Bentley, и Volvo в Красноярске продолжают работать, и там нет проблем с клиентами? Потому что у того же «Порше Руссланд» абсолютно адекватная позиция: дистрибьютор думает об имидже бренда в регионе, а не о том, как сделать побольнее мне и Кангуну. Уже после всей истории с Toyota и Lexus, тоже в 2015 году, в Новосибирске мы смогли избежать повторения этого сценария с Porsche, и сейчас дилер этой марки успешно функционирует в Новосибирске. Мы выходили из бизнеса по Volvo, Ford, Lada, Hyundai, Nissan, но клиенты никогда не были заложниками этой ситуации! Тот же «Ниссан Мотор Рус» нам даже предложил два варианта продажи бизнеса, из которых мы выбирали сами. В итоге новый дилер продолжил работу в прежнем салоне, клиенты не пострадали, а марка в скором времени усилила позиции. А в нашем случае с Toyota события пошли по наиболее негативному сценарию как для «Крепости», так и для «СЛК-Моторс».

Мы отдавали себе отчет, что люди, приходившие в наши дилерские центры, приходили за автомобилем лично к нам. И когда вы бьетесь для того, чтобы найти хоть какую-то тропинку для выхода из сложившейся ситуации, «Тойота Мотор» губит все на корню.

В таком случае чем, по вашему мнению, может быть продиктована такая позиция дистрибьютора по отношению к сибирским дилерам? Есть ли здесь человеческий фактор в лице конкретных людей, принимавших это решение, о чем говорил в интервью Александр Кангун?

Н. В.: «Тойотой Мотор» руководит система, а не один человек. Думаю, что дистрибьютор для себя в какой-то момент принципиально решил, что никто, кроме него, не будет решать судьбу дилерских контрактов. Последствия такого подхода для него роли не играют! Формально аргументы были разные. Например, в случае с «Крепостью» дистрибьютора не устроило одно, в случае с «СЛК-Моторс» — другое. Но в обоих случаях что-то обязательно не устраивало!

О. М.: Думаю, что дистрибьютор немного поторопился, ему не хватило терпения. Хотя, возможно, потребовался бы лишь месяц, и ситуация сложилась бы иначе. Отмечу, что ситуация с Новосибирском, когда «Тойота Мотор» не захотело видеть в числе собственника дилерского предприятия человека не из сферы автобизнеса, хотя это могло способствовать решению проблемы, тоже вызывает вопросы. Избыточные требования при согласовании инвесторов зачастую мешают решению проблем. А ведь все могло бы пройти по сценарию московского Genser, который ушел с рынка без каких-либо проблем с клиентами, а на часть его объектов, например, спокойно зашел другой игрок — «Ключавто». Возможно, такие вопросы требуют более взвешенной позиции в рамках крупных корпораций. Но им проще установить правила игры, которые поддерживали бы стабильность системы, пусть иногда ударяют и по ним самим.

Мне бы хотелось, чтобы за все нес ответственность сам дистрибьютор (смеется), но такая позиция была бы странной. Не бывает черно-белых ситуаций. Дальнейшие разбирательства покажут, кто больше прав.

Но даже если формально дистрибьютор будет не виноват, на нем все равно лежит определенная часть ответственности, поскольку у него больше возможностей найти решение проблемы, обладая полнотой информации о ситуации с дилером.

Вопрос с клиентами

Заложниками сложившейся ситуации стали клиенты, не получившие автомобили. Клиенты «Крепости» проводили митинг не только в Красноярске, но также пытались провести его в Москве у здания «Тойота Мотор». 18 июля дистрибьютор на своем сайте разместил сообщение, в котором выразил свою готовность оказывать пострадавшим клиентам марки в Красноярске и Абакане содействие в получении оплаченных ими автомобилей. Это сообщение было интерпретировано и с точки зрения готовности дистрибьютора передать клиентам оплаченные ими автомобили за свой счет. И это то, что отличает ситуацию с «Крепостью» от ситуации с «СЛК-Моторс». На ваш взгляд, мог бы этот механизм быть применен в Новосибирске и Барнауле, поскольку там до сих пор есть клиенты, не получившие автомобили?

Н. В.: По моему убеждению, люди, принимающие решения, должны за него отвечать! Решения в рассматриваемой ситуации принимали только мы с Александром Кангугом и «Тойота Мотор». Так давайте! Я считаю, что и я, и Александр Кангун, уже ответили за свои решения и продолжаем отвечать. Мы потеряли построенный десятилетиями бизнес, тот, который создавали с самого первого кирпичика. Мы вырастили прекрасных профессионалов в лице наших сотрудников, научили их жить достойно — и вынуждены были отправить по сути «на улицу». Мы не уехали из России, мы здесь, в Сибири. В родных городах с людьми, которым вы не можете посмотреть в глаза! Я не представляю, какой еще должен быть уровень ответственности! «Тойота Мотор», вероятно, думает, что наше имя будет склоняться на всех углах в Сибири, но дистрибьютор несет не меньшую ответственность! Ведь заложником той ситуации, которая сложилась с «Тойота Мотор», стали третьи лица, те самые, которые, по мнению дистрибьютора, на первом месте! С какой стати они должны были пострадать? На мой взгляд, дистрибьютору следовало на самом первом этапе выйти к клиентам и сказать, что да, мы расторгаем дилерский договор с нашим партнером, так как не хотим продолжать с ним работать, но вопросы с вами решим.

Много лет «Тойота Мотор» вкладывала нам в голову то, что клиент всегда должен быть на первом месте. Мы транслировали это своему персоналу. Что теперь с «Крепостью»? Свыше 400 человек оказались на улице. Понятно, что новому дилеру марки — «Медведь Холдингу» — не потребуется столько людей, так как у него есть свой квалифицированный персонал.

В Новосибирске дистрибьютор после ситуации с «СЛК-Моторс» вообще не стал проводить тендер, решив подождать, что будет происходить. С учетом наличия проблемных клиентов это совершенно безответственная позиция «Тойота Мотор». Сейчас дистрибьютор решил вспомнить, что клиент у него на первом месте. Надеюсь, что этот вопрос действительно будет решен. Но я хочу напомнить «Тойота Мотор», что клиент на первом месте не только в Красноярске! Как же Новосибирск и Барнаул? Я считаю, что «Тойота Мотор» обязано выполнить обязательства перед клиентами и в этих городах.

О. М.: Соглашусь, что главное — чтобы во всей этой ситуации не пострадали клиенты. Каждый обиженный клиент — определенный удар по всей сети официального авторитейла. Для клиентов заявление «Тойота Мотор» — это хоть какая-то соломинка надежды, говорящая о том, что проблемы будут решены. Ситуация с Новосибирском и Барнаулом во многом схожа с Красноярском. Поэтому, на мой взгляд, будет крайне странно, если решения по этим регионам будут отличаться. В этом случае у клиентов «СЛК-Моторс» точно возникнет повод обратиться с соответствующим вопросом в «Тойота Мотор» и в другие инстанции.

Какова ситуация с клиентами Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле, не получившими автомобили? Сколько их? Что вы им посоветовали бы делать?

Н. В.: Процедура банкротства «СЛК-Моторс» не закончена. Я не комментирую количество клиентов в Новосибирске и Барнауле, для нас каждый крайне дорог. Как я уже говорила, «Тойота Мотор» обязано вспомнить о клиентах в Новосибирске и Барнауле, попавших в аналогичную ситуацию. Клиентам я рекомендую зайти на сайт Toyota, просмотреть механизм, описанный дистрибьютором по Красноярску, и направить все необходимые документы дистрибьютору для решения вопроса.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на сайте Ksonline.ru 27.07.2018

Автор: Александр Резников

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 июля 2018
  • Комментарии 0
  • Посещений 7811

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте