Под лупой: в гостях у дилеров УАЗ

В своей ценовой категории автомобили УАЗ практически не имеют конкурентов, а на протяжении всей истории марки государство активно ее поддерживает. Казалось бы, уже этих факторов достаточно для того, чтобы дилеры рассматривали бренд как один из наиболее перспективных. При этом с точки зрения доходности бизнеса, по словам авторитейлеров, марке есть куда стремиться. Особенности деятельности УАЗ рассмотрим под лупой.

Первые официальные дилеры УАЗ появились в России в середине 90-х годов. К началу 2000-х их были уже десятки. Десятками тысяч единиц марка стала продавать автомобили. Правда, впоследствии революционного роста объемов не было, даже тогда, когда весь российский авторитейл развивался семимильными шагами. Так, в середине 2000-х ежегодно продавалось по 55–58 тысяч новых автомобилей.... Особенно интересно, что в 2015 году, когда продажи автомобилей иностранных брендов падали, реализация УАЗ не только не сократилась, но даже немного увеличилась — до 49,8 тысячи новых машин (+2,3% относительно 2014 года). Более того, 2015 год стал тем периодом, когда немало крупных дилеров увидели в марке тот спасательный круг, за который можно ухватиться в кризис. Так, именно УАЗ стал брендом, который открыл за год новых салонов больше, чем другие игроки — 54 предприятия. В частности, продавать УАЗ начали восемь бывших дилеров концерна GM. Кроме того, список партнеров пополнили такие крупные холдинги, как «Мэйджор», «Рольф» и «ТрансТехСервис». И хотя в 2015 году в сети было немало закрытий (прекратило работу 27 дилерских центров), она все равно в целом возросла до 152 предприятий. При этом в Ульяновске не снимали с производства «хантеры», продолжали выпускать «буханки» и грузовички «головастики» (УАЗ-3303). Не забывали наращивать выпуск «патриотов», а начиная с 2009 года стали продавать еще и пикапы. Однако от всех проблем, связанных с качеством автомобилей, управлением дилерской сетью и еще целым рядом сложностей компания не избавилась. 

В 2016 году продажи бренда почти не изменились, несмотря на то, что весь рынок еще не думал выходить из крутого пике. Однако в 2017-м, когда спрос стал восстанавливаться, УАЗ, напротив, столкнулся с резким снижением сбыта — продажи сократились до 41 тысячи новых автомобилей. Более того, могло показаться, что в 2017-м дистрибьютор решил серьезно сократить сеть, так как марка потеряла сразу 43 шоу-рума. Всего за 2016–18 годы было закрыто, переформатировано под СТО или салоны других брендов 88 дилерских центров, а открыто — 53.

Дилерская сеть УАЗ входит в десятку самых крупных в России. На конец мая 2019 года марка была официально представлена в 124 автоцентрах. Большее их количество — в Москве и Подмосковье — 10 салонов. Четыре из них принадлежат компании «АвтоГермес», два — «ТоргМашу», по одному у компаний «Мэйджор», «Техинком», «ТТМ Центр» и «Тауэр ЛТД». Однако еще в 2017-м в столичном регионе было 16 салонов ульяновской марки. Несмотря на такое существенное сокращение количества дилерских центров, московский регион увеличил продажи за 2018 год с 8,7 до 9,4 тысячи новых автомобилей. 
В Санкт-Петербурге за годы кризиса количество дилеров тоже сокращалось. В 2015-м их было восемь, а по итогам 2018 года осталось пять. Два салона в городе закрыла компания «Лаура»,

СКАЗАНО
Денис Пронин, Ай-Би-Эм

Денис Пронин, директор компании "Ай-Би-Эм" (официальный дилер KIA, УАЗ в Кемеровской области)

«Наша доходность бизнеса с УАЗ серьезно упала, а маржа от продажи новой машины часто отсутствует. Знаю, что такая ситуация у многих дилеров бренда — даже у тех, кто работает без консигнации и имеет запас по марже в связи с системой предварительной оплаты. Кроме того, произошло снижение маркетинговой активности производителя, что очень негативно сказывается на продвижении марки в целом»

сохранив, впрочем, за собой дилерский центр в Архангельске. Не работают больше в Северной столице салоны «Авто XXI», «Автоцентр УАЗ Ручьи» и «Софит», а под конец года от сотрудничества с маркой отказалась компания «Максимум». Справедливости ради надо отметить, что в 2017 году у бренда появился новый партнер — компания «Форсаж», которая сразу открыла два салона УАЗ, а в 2019-м — еще один. Продажи в городе за 2018 год сократились с 4,7 до 3,1 тысячи новых автомобилей. На третьем месте по объему среди городов прочно закрепился Ульяновск. За 2018 год продажи здесь выросли с 1,7 до 2,3 тысячи новых автомобилей. Причем в родном для УАЗ городе реализацией машин занимается всего один салон, принадлежащий компании «Взлет». По итогам 2018 года в топ-10 городов по продажам вошли также Тюмень, Новосибирск, Иркутск, Нижний Новгород, Челябинск, Владивосток, Екатеринбург. В каждом из них реализуют 1,1–1,5 тысячи новых автомобилей УАЗ. При этом в Москве бестселлером бренда уже более пяти лет остается «Патриот», в Санкт-Петербурге и практически во всех региональных центрах наибольшим спросом пользуются разработанные еще во времена СССР, зато наиболее дешевые, различные варианты «Буханки» и «Головастика».

Лучшей по продажам новых машин УАЗ в 2018 году стала компания «Взлет», которая контролирует 5,6% объема марки. На втором месте оказалась московская компания «ТоргМаш» — 4,8%. Замыкает тройку лидеров «АвтоГермес» — 4,3%. Компания «Взлет» в 2018 году прибавила 24% к продажам 2017-го, «АвтоГермес» — в полтора раза, а вот «ТорМаш», напротив, потерял 22%. По информации официального сайта УАЗ, марка готова к расширению сети и запуску новых салонов в Москве, а также Брянске, Грозном, Костроме, Липецке, Ростове-на-Дону, Стерлитамаке и Туле. В более подробных комментариях по вопросу развития бизнеса в УАЗ нам отказали.

Уходящая маржа

Беспричинно встряски в дилерской сети не происходят, тем более что сотрудничество с УАЗ прекращали последние годы не только те компании, которые по тем или иным причинам вынуждены были сократить портфель брендов или уйти с рынка, но и те игроки, финансовые показатели которых ежегодно растут. Среди них «Автомир», «Максимум», «Рольф» и «ТрансТехСервис». Все они, так или иначе, оказывались недовольны прибыльностью работы. Впрочем, среди партнеров УАЗ все еще остаются крупные московские игроки. О том, как обстоят дела в бизнесе с УАЗ с точки зрения доходности, рассказывают в компании «АвтоГермес».



Вы видите 10% публикации. Здесь приведены фрагменты обзора, посвященного бизнесу УАЗ в России (№6(115) за июнь 2019 года).
Полная версия включает в себя показатели
- дилерской маржи, окупаемости,
- динамику продаж УАЗ, доли продаж c 2006 по 2018 год,
- топ-10 регионов по продажам новых автомобилей в 2016-2018 годах,
- топ-10 дилеров УАЗ по доле рынка в продажах в 2018 году,
- комментарии ведущих игроков рынка и дистрибьютора,
- показатели деятельности УАЗ на рынке новых а/м в 2012-2018 годах,
- чистая прибыль в 2012-2018 годах,
- планы бренда по развитию сети в России. 

Подпишитесь, чтобы получить доступ ко всем закрытым материалам

Электронная версия статьи   300 руб. 

Годовая подписка на журнал  12 650 руб. 

kupit.png

12 Ноября 2019
  • Комментарии 0
  • Посещения 4376

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте