Арифметика параллельного импорта
Спустя год после легализации правительством параллельного импорта, лишь единицы дилеров смогли самостоятельно наладить более или менее масштабный ввоз новых автомобилей в Россию по этой схеме. Для большинства авторитейлеров разумным остается выкуп таких машин у частных и относительно крупных поставщиков. Однако мало кто точно понимает себестоимость поставки по параллельному импорту, которая включает в себя не только цену на автомобиль и таможенные платежи, но и другие, менее очевидные, затраты
Как и многие другие участники рынка, в прошлом году наша компания обратилась к каналу поставок по параллельному импорту. Внешнеэкономическая деятельность требует соответствующих компетенций, за которыми мы пошли к действующим и бывшим сотрудникам компаний-импортеров. Как оказалось, даже такие
Антон Исаев,
коммерческий директор и учредитель
«Роял Капитал»
В автобизнесе с 2007 года. Начал карьеру в компании «Рольф», затем с 2010 года работал на разных должностях в «Фольксваген Груп Рус». С 2015 года – учредитель и коммерческий директор «Роял Капитал».
специалисты, не говоря о дилерах, этот опыт только набирают. Навыки самостоятельного ввоза машин российская автоиндустрия, по сути, утратила, поскольку необходимость в них отпала еще в 2000-х, когда в нашей стране начал формироваться официальный автобизнес и официально утвердились крупные иностранные производители.
Для организации первой поставки в прошлом году мы воспользовались услугами крупного логиста, который в прежние годы ввозил в Россию новые машины в больших объемах, в том числе дистрибьюторам ведущих по продажам брендов. Однако и ему не удалось справиться с этой задачей на «входе», и два из шести наших автомобилей отправились на корректировку таможенной стоимости – у поставщика не хватило экспертизы для прохождения процедуры: одно дело – найти автовоз и привести машины, но другое дело – разобраться в хитросплетениях таможенных правил. И даже если все делать, казалось бы, по нормативной базе, все равно остается шанс, что по тем или иным причинам автомобили отправят на корректировку таможенной стоимости, а это огромный риск понести убытки.
Если дилер сам решит заняться импортом, то одна из главных трудностей – движение денежных средств. Во-первых, придется в среднем на два месяца их «заморозить», чтобы получить автомобили. Во-вторых, машины для ввоза в Россию выкупаются вместе с уплатой НДС, который только потом предстоит вернуть. Поэтому, не имея соответствующих компетенций в управлении финансами, можно регулярно сталкиваться с кассовым разрывом. И в-третьих, отправить деньги за границу становится все сложнее, особенно после объявления Raiffeisen Bank International об уходе из России.
Как мы видим, спустя год после того, как правительство легализовало параллельный импорт, а дилеры окунулись во внешнеэкономическую деятельность, по большому счету, единицам – как правило, крупным автомобильным холдингам – удалось наладить более или менее масштабную работу в этом канале, что неудивительно. Ведь для этого авторитейлеру необходимо создать целый отдел, нанять сотрудников в штат, которые будут заниматься закупкой, логистикой и таможенным оформлением; изменить внутренние процессы. Гораздо проще выкупать уже ввезенные автомобили у поставщиков-импортеров с их наценкой в 3-5%. И пожалуй, для многих дилеров это верный путь, потому что они – профессионалы в продажах и обслуживании автомобилей, тогда как импорт требует других компетенций. Но сотрудничество с поставщиками, в первую очередь частными лицами, тоже предполагает немало рисков.
Несмотря на то, что ФТС России усилила борьбу с занижением таможенной стоимости ввозимых в нашу страну автомобилей, такие машины продолжают поступать на рынок. И государство работает над тем, чтобы объединить базы таможенной службы и ГИБДД. В результате, если дилер приобретет автомобиль, «растаможенный» по заниженной стоимости, и затем продаст его клиенту, то новый владелец окажется в неприятной ситуации: при постановке на учет в автоинспекции могут отозвать ЭПТС. Либо придется провести доначисления, а в этом случае речь идет о миллионах рублей, так как таможенное оформление требует затрат на уровне примерно 40% стоимости автомобиля.
Важно отметить, что когда дилер ищет поставщика автомобилей по параллельному импорту, то, как представитель коммерческой организации, ориентируется на самую низкую цену предложения. По этому параметру предпочтение часто отдается частным лицам. Однако важно понимать, из чего складывается цена на импортированную машину. Часто авторитейлеры, которые, например, хотят приобрести автомобиль из Германии, открывают самый популярный в стране портал – Mobile.de, и смотрят цену на нужную модель. К ней прибавляют сумму, рассчитанную на калькуляторе TKS.ru, и остаются уверенными, что автомобиль должен столько стоить. Но в этот расчет не включают склады временного хранения, логистику, валютный контроль, установку кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, наценку поставщика и другие статьи. В результате реальная стоимость машины составит, скажем, не 4,3 миллиона рублей, как считает дилер, а 6 миллионов.
Пример рассчета стоимости ввоза нового автомобиля в Россию
Параметры | BMW 520d XDrive | Audi Q8 50 TDI Quattro |
Объем двигателя (кв. см) | 1 995 | 2 967 |
Мощность двигателя (л.с.) | 190 | 286 |
Брутто (цена с НДС), евро | 58 900 | 90 944 |
Нетто (цена без НДС), евро | 49 496 | 76 424 |
Нетто, руб. | 4 188 334 | 6 466 959 |
Госпошлина за таможенное оформление, руб. | 2 001 000 | 3 311 100 |
Логистика, руб. | 420 100 | 998 516 |
Прочие расходы, руб. | 470 700 | 1 609 497 |
Итого, руб. | 7 600 000 | 13 253 000 |
Источник: «Роял Капитал»
Многие участники рынка по-прежнему надеются, что текущая ситуация временная, и мы рано или поздно снова будем играть по правилам, установленным до «спецоперации». Возврата к прошлому не будет, а запасы машин импортеров, остановивших поставки, заканчиваются, о чем можно судить по результатам официальных продаж в I квартале 2023 года. Физлицо сегодня привезет вам определенное количество автомобилей по более низкой цене, чем крупный независимый поставщик, но сделает ли он это через месяц, полгода и сколько за это потребует? Бренды, покинувшие нашу страну, исключили Россию из производственных планов, а крупные поставщики по параллельному импорту только пробуют встроиться в производственный заказ. Поэтому, промедлив с обеспечением регулярных поставок сегодня, авторитейлер рискует остаться вовсе без машин завтра.
Если прежде дистрибьюторы иностранных брендов обладали исключительным правом импортировать новые машины в Россию, то осенью прошлого года приехали первые автомобили по каналу параллельного импорта. Как и в начале формирования отечественного рынка в 90-е, новая сфера наполнилась частными игроками. Однако их активность не может обеспечить регулярных и масштабных поставок, а состав таких «импортеров» настолько разнообразный, что риски перепродажи их машин достаточно высокие. Рынок требует прозрачного и прогнозируемого канала, представленного «белыми» поставщиками. Их состав только формируется. Это компании с хорошей репутацией, которые берут на себя задачу наладить логистику, финансовые потоки и таможенное оформление машин и, главное, предоставляют прозрачное ценообразование. Соответственно, их услуги могут казаться более дорогими, по сравнению с предложением частных лиц. Однако «белая» компания способна гарантировать, что выкупленный дилером автомобиль не принесет неожиданных неприятностей продавцу и его клиентам. Уверен, что если мы хотим вывести канал параллельного импорта в «прозрачное» поле (как бы противоречиво ни звучало это утверждение), нужно стремиться к формированию долгосрочного взаимодействия продавцов с надежными, «белыми» поставщиками и понимать, какова реальная себестоимость поставок автомобилей в нынешних условиях.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте