«Авито» купила долю в MaxPoster: сколько заплатят дилеры?

В январе стало известно, что контрольную долю в популярном сервисе MaxPoster, который помогает дилерам управлять складами автомобилей с пробегом и продвигать их в онлайн-ресурсах, выкупает компания «Авито». В портфеле MaxPoster уже порядка 700 дилерских центров, а это практически пятая часть всех официальных игроков авторитейла. Сможет ли сервис остаться независимым и как эта сделка скажется на рынке? 


Название MaxPoster знакомо большинству профессиональных участников вторичного рынка. Компания появилась в 2009 году, как раз в тот момент, когда основные известные на сегодняшний день классифайды начали активно развивать функционал, связанный с продажей автомобилей. Изначально сервис специализировался на автоматизации процесса публикации объявлений. Клиент размещал публикацию в личном кабинете, и оно автоматически

СКАЗАНО
Максим Харитонов, MaxPoster

Максим Харитонов, сооснователь MaxPoster

В части классифайдов мы рекомендуем дилерам размещать объявления на площадках, где есть уникальные посетители. В  зависимости от региона это минимум две площадки. Конечно, бюджет на них должен использоваться рачительно. Нет смысла выставлять объявление с сильно завышенной ценой, некачественными фото или платить за размещение объявления, которое находится так глубоко в выдаче, что пользователи его просто не видят. Объявление неэффективное, но вы платите за его размещение на сайте

попадало на выбранные доски объявлений. Эта услуга экономила время сотрудников автосалона и позволяла снизить количество ошибок.

«Когда MaxPoster стартовал, разнообразие классифайдов было значительно больше, чем сегодня. Перечислять их нет смысла, сейчас мало кто вспомнит, что были такие игроки. Конечно, со всеми значимыми классифайдами мы сотрудничали, – вспоминает сооснователь MaxPoster Максим Харитонов. – Сегодня без огромных инвестиций на этот рынок не зайти, и компании, которые проиграли свою долю рынка, утратили ее, скорее всего, безвозвратно». 

Генеральный директор и сооснователь MaxPoster Александр Воробьев отмечает, что вплоть до последнего времени MaxPoster как партнер оставался равноудаленным от всех крупных классифайдов, которым удалось занять устойчивые позиции на рынке: «Авито», «Авто.ру» и Drom.ru. Более того, с «Авто.ру» отношения были более плотными, вследствие чего сервису удалось изучить и освоить эффективные инструменты и размещения, и продвижения, и управления бюджетами.

В течение последнего времени MaxPoster начал планомерно расширять продуктовую линейку, задумал открытие отдела клиентского бизнеса и настроился на дальнейшее развитие, для этого понадобились инвестиции. В то время как рынок новых автомобилей продолжал стагнировать, вторичный сегмент подавал дилерам хорошие сигналы. Несмотря на существование различных проектов, связанных с оценкой и выкупом автомобилей, именно на MaxPoster обратила внимание компания «Авито»

«Логика простая: мы видим большой потенциал рынка автомобилей с пробегом, – комментирует руководитель направления «Автомобили» в «Авито» Кирилл Вотяков. – Если в Росcии дилеры продают всего порядка 17% всех автомобилей с пробегом, в Европе эта доля достигает 50%, а в США – более

СКАЗАНО
Александр Воробьев, MaxPoster

Александр Воробьев,  сооснователь MaxPoster

Автосалонам политически неверно делать ставку на один источник трафика и попадать в критическую зависимость от одного игрока. Плюс, у дилеров, кроме классифайдов, есть необходимость размещать свои склады на собственных сайтах, на сайтах импортеров, банков, лизинговых компаний и т.д. Соответственно, этот процесс можно и нужно автоматизировать.

60%. Стратегия “Авито” состоит в том, чтобы помогать дилерам быть более эффективными. Команда MaxPoster – лидер среди компаний, создающих продукты для автоматизации бизнеса, она близка нам по духу, поэтому мы решили в нее инвестировать».

Как отмечает Александр Воробьев, важным стало то, что «Авито» предложила оставить бизнес МaxPoster самостоятельным.

«Это было очень важно, чтобы продолжать выполнять обязательства перед нашими клиентами – дилерами. Мы остались в комфортной для нас ситуации самостоятельной компании, при этом получили доступ к данным и технологиям, недоступным нам ранее в силу размера компании. Партнерство с лидером рынка позволит значительно усилить наш продукт», – говорит Алексендр Воробьев

Впрочем, не все участники рынка разделяют такой оптимизм. Наличие крупного классифайда в совете директоров MaxPoster заставляет задуматься о возможных изменениях в ценовой политике сервиса, с которым сотрудничают автодилеры. В то же время не пострадают ли другие агенты, которых связывают с «Авито» партнерские отношения? Ведь часть инвестиций MaxPoster намерен направить на разработку и внедрение новых продуктов и сервисов. Александр Воробьев также упоминает, что сервис заинтересован и в больших объемах данных, которые есть у «Авито».

«Несмотря на то, что “Авито” теперь входит в состав акционеров MaxPoster, мы продолжим работать со всеми агентствами и компаниями, которые помогают дилерам размещаться на “Авито”. Условия для наших партнеров останутся одинаковыми», – обещает Кирилл Вотяков.

Дилеры отмечают, что классифайды действительно чутко реагируют на запросы бизнеса. Они относительно оперативно внедряют

5,404 рынок автомобилей с пробегом в 2019 году составил 5,404 млн машин, по данным «Автостата»
различные инструменты, которые помогают сделкам стать более безопасными. 

Как прогнозирует Александр Воробьев, уже в ближайшее время классифайды будут предоставлять дилерам инструменты аналитики, чтобы оценивать свое положение среди конкурентов, а объем данных поможет дилеру в определении рыночной цены автомобиля с пробегом. Также классифайды продолжат активно развивать мобильные сервисы, например мессенджеры, инструменты для обеспечения безопасной сделки через авторизацию, геопозиционирование и т.д. Помимо этого, классифайды могут реализовать сервисы, предоставляющие финансовые услуги, а в недалекой перспективе станут посредниками, обеспечивающими еще большую безопасность сделки, говорят основатели MaxPoster.

Пока же дилерам все еще не хватает инструментов, в частности стандартов осмотра и оценки автомобиля с пробегом. Их отсутствие делает рынок непрозрачным, соответственно,

Доля официальных дилеров на рынке автомобилей с пробегом – 17%, по данным РОАД
большинство потенциальных клиентов авторитейлеров стараются решить задачу по продаже автомобиля без дилера – напрямую.

Несмотря на значительно выросшие расходы на размещение объявлений, автосалоны продолжают в это вкладываться. Это означает, что они считают сотрудничество выгодным для себя. Кроме того, классифайды – очевидный источники лидов на выкуп, считает Александр Воробьев.

Если дилер допустил ошибки при работе с конкретным автомобилем: выкупил по завышенной цене, нерегулярно подходил к переоценке или допустил другие просчеты, которые привели к тому, что машина долго находилась в продаже, это надо принимать как собственную ошибку, за которую пришлось заплатить, согласен Максим Харитонов.

Есть понятные способы оптимизировать расходы дилера на классифайды, говорят основатели MaxPoster. Все они строятся вокруг эффективной работы со складом. Нужно правильно построить работу с ценой, выводом автомобиля в продажу и поставить регулярный процесс переоценки; научиться

В 2019 году количество проданных автомобилей с пробегом на один дилерский центр, по данным РОАД, составило 272 машины
эффективно использовать возможности по продвижению.

«Наша позиция однозначная и прозрачная: MaxPoster всегда руководствовался интересами дилера, – подытоживает Кирилл Вотяков. – Как официальным дилерам, так и другим профессиональным игрокам вторичного рынка – и это показывает международный опыт – нужно работать со всеми площадками. Ведь как раз таким образом и решается задача по оптимизации и управлению складом, его продвижению в разных каналах. Здесь мы со стороны “Авито” как акционеры MaxPoster не видим конфликта интересов. И мы не будем требовать и рекомендовать менять политику в отношении других площадок. Мы инвестировали в эту компанию, в ее долгосрочный успех, а этот успех связан с тем, насколько хорошо сервис оказывает услуги для своих клиентов – дилеров».

К этому можно добавить мнение участников рынка о сделке между «Авито» и MaxPoster и о ее влиянии на рынок.



Прямая речь


Александр Чухнов, Автомир

Александр Чухнов, руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир»

С сервисом MaxPoster наша компания начала сотрудничество в начале 2017 года. На тот момент он использовался только для выгрузки и управления складом на классифайдах. Для нас это было очень удобно: сокращались трудозатраты наших сотрудников и увеличивалась скорость отдачи. В апреле 2018 года наша компания расширила практическое использование данного ПО, подключив к управлению складом еще и оценку автомобилей. На мой взгляд, сервисы такого плана очень востребованы, и не только крупными холдингами, но и компаниями, имеющими в своем портфеле одну или несколько марок. Данный сервис не только удобен в использовании, но и практичен. При запросе команда MaxPoster воссоздает те необходимые доработки, которые нужны именно вам. Думаю, что после совершения сделки по выкупу “Авито” доли в MaxPoster это только расширит их практические возможности. Желаю ребятам дальнейшего развития и не останавливаться на достигнутом




Артем Самородов, ААА Моторс

Артем Самородов, эксперт авторынка, управляющий направлением продаж автомобилей с пробегом «ААА Моторс»

– Конечно, про слияние MaxPoster и “Авито” уже слышали все профессиональные участники вторичного рынка. Востребованность таких инструментов, даже с учетом недостатков, обусловлена несколькими факторами:

– стремлением придать логичность ценообразованию как при оценке автомобиля, так и при продаже;

– потребность в контроле над этими процессами;

– отсутствие подобных инструментов в CRM-системах дилеров.

 
Другими словами, если я сам отвечаю за свой бизнес, могу на пальцах посчитать количество и финансовые показатели, принимаю решения и ни перед кем не отчитываюсь, то у меня нет необходимости в таких программах. Если же мы говорим о структуре с иерархией управления и подчинения, большими объемами сделок и недостаточностью компетенций в вопросе автомобилей с пробегом на разных этажах управления, как во многих дилерских предприятиях, то единственный луч света для них – это программы, аналогичные MaxPoster

К недостаткам таких сервисов я бы отнес два момента:

– невозможность 100% положиться на калькулятор оценки: робот не способен учесть множество факторов от комплектации до реального состояния автомобиля;
– незавершенность цикла. Здесь я говорю о полном охвате бизнес-процесса от осмотра автомобиля до его продажи и поддержания связи с клиентом. 

Поиск источников автомобилей – это один из ключевых вопросов на сегодняшний день. И, кстати, эту задачу MaxPoster пока на себя не брал. Вполне возможно, что этот момент кардинально изменится в связи со слиянием. Единственный активно развивающийся на сегодняшний день инструмент именно в этом направлении, на мой взгляд, это Haraba.

На рынке действительно есть мнение, что слияние приведет к удорожанию продукта. И я думаю, что это может произойти, но только после того, как сам продукт станет еще эффективнее. А это точно неизбежно. Остается только подождать, и мы увидим новый мощный инструмент для дилеров.




Сергей Фирсов, Ключавто

Сергей Фирсов, директор по продажам «Ключавто-Select»

Мы довольно гибко адаптируем бизнес под меняющиеся требования спроса и актуальные условия рынка. Сегодня большое внимание уделяется расширению сети «Ключавто-Select» – нашего суббренда по продаже автомобилей с пробегом. Мы наблюдаем такую тенденцию, что до 20% трафика приходит в «Ключавто-Select» по рекомендациям от клиентов, которые уже приобрели у нас автомобиль.

В последнее время мы подкорректировали формат работы с подержанными машинами. Сокращение рынка продаж новых автомобилей приводит к уменьшению потока машин, которые мы принимаем по trade-in. Ранее это был единственный источник пополнения нашего склада автомобилей с пробегом. Сегодня мы частично сменили приоритет в этом отношении и начали активно работать с внешним рынком. Выкупаем подержанные автомобили с «улицы», минуя классическую схему trade-in. В «Ключавто-Select» есть твердое правило – принимать автомобили с пробегом в любом состоянии. Эту информацию мы транслируем для автовладельцев посредством различных каналов, включая наш сайт keyauto-select.ru.

С MaxPoster мы сотрудничаем. Популярность подобных сервисов среди автодилеров можно объяснить их удобством и понятностью. Они содержат консолидированную информацию о состоянии автомобильного рынка в том или ином городе или регионе. Кроме того, сервисы позволяют оперативно оценивать объем и структуру склада, опираясь на аналитические данные в режиме реального времени.

Если говорить о классифайдах, с которыми мы работаем, это «Авито», «Авто.ру», Drom.ru. Несмотря на эффективность площадок, основная негативная черта, которая их объединяет – это стоимость оказываемых ими услуг. Порядок этих сумм постепенно становится все ближе к ценам на контекстную рекламу, которая традиционно считается одним из самых дорогостоящих инструментов стимулирования спроса. Таким образом, ценовое преимущество классифайдов, которое и было наиболее привлекательным фактором на старте работы с ними, понемногу размывается.




Александр Усольцев, CEO Mastakey

Александр Усольцев, эксперт авторынка, CEO Mastakey

Конкуренция растет, а предпосылок к тому, чтобы у дилера появился больший заработок на транзакции остается немного. Так происходит не только в России. Поэтому классифайды вынуждены неминуемо возвращаться к тому, чтобы «помогать» сильным дилерам становиться еще сильнее и, таким образом, наращивать доходы своих целевых рекламодателей.

Классифайды создают инструменты для роста компетенций по управлению складом автомобилей, предлагают дилерам платформы для управления дистанционными каналами обслуживания. Они предлагают новые подходы, в которых количество получаемых звонков и заявок дилером зависит от качества обработки обращений и их конверсии в продажи. Все это, по сути, создает для авторитейлера добавленную стоимость и выравнивает соотношение цены и ценности классифайда.

Крупнейшие зарубежные дилерские группы за счет эффекта объема иногда отказываются от трафика классифайдов  – в отдельных регионах или по определенным категориям автомобилей. Но большая часть авторитейлеров нуждается в нем: он прозрачен по эффективности и быстро масштабируем.

Стоит также отметить, что многие классифайды за рубежом начинают трансформацию в пользу модели маркетплейсов, становясь как полноценным игроком, обеспечивающим безопасность в C2C-сделках, так и посредником в сделке дилера с клиентом.

Что делать? Искать пути взаимовыгодного партнерства с классифайдами, используя их экспертизу в онлайне и свои собственные преимущества – в офлайне.




20 февраля 2020
  • Комментарии 0
  • Посещения 99223

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте