Свое нынешнее название компания «МБ Рус» (прежде – «Мерседес-Бенц Рус») получила весной 2023 года. Ребрендинг, проведенный после сделки с холдингом «Автодом», выкупившим все российские активы Mercedes-Benz, принес не только новое имя, но и привел к расширению портфеля представляемых брендов. В интервью «АвтоБизнесРевю» генеральный директор «МБ Рус» Наталья Королева рассказала о том, какие задачи стоят перед компанией в ближайшей перспективе и как важно сохранить премиальный статус-кво при работе с клиентами и партнерами во всех направлениях бизнеса


– Вы начали карьеру в «Мерседес-Бенц Рус» более 15 лет назад – в 2008 году. На тот период пришелся пик российского авторынка, после чего метаморфоз, произошедших с ним, уже было не счесть. С какими вызовами компании было столкнуться труднее всего?

– Вызовы, которые вставали перед компанией в 2010-е годы, можно назвать, скорее, тактическими. Их было много, но они были направлены на улучшение и оптимизацию работы. Запустить премиальную инфраструктуру розничной сети, наладить соответствующие бизнес-процессы и программы. Оптимизировать систему продаж, найти новые, более современные формы работы с клиентом. Тут даже трудности были не самым главным – главным была работа на результат и соответствующий энтузиазм.

В 2022 году вставший перед нами вызов был уже стратегическим. Ситуация изменилась полностью. Концерн Mercedes-Benz AG приостановил экспорт автомобилей в Россию, остановил локальное производство. А потом штаб-квартира приняла решение о продаже компании в России. Это был вызов другого уровня. Затронуто было все – продажи, сервис, дилерская сеть. Тут уже одного энтузиазма мало. Пришлось задействовать весь наш опыт, перестроить буквально все, начиная с IT-структуры компании, которая до этого была вполне логично полностью завязана на штаб-квартиру Mercedes-Benz AG. Необходимо было найти новых зарубежных партнеров, переформатироваться под их модели ведения бизнеса, наладить новые каналы – как логистические, так и коммуникационные. Но при этом и не бросить своих прежних клиентов, не оставить без поддержки дилеров. Конечно, именно этот вызов был самым трудным.


– Как эта ситуация повлияла на численность и состав сотрудников компании?

– Большинству сотрудников удалось трансформироваться вместе с компанией. Конечно, это был непростой вызов, но в целом наша компания всегда отличалась «долгожителями». Стаж работы у многих превышает 10-15 лет.


– После ребрендинга и переименования в «МБ Рус» ваша компания продолжила заниматься поставками, продажами и обслуживанием автомобилей Mercedes-Benz. Это по-прежнему основное направление работы?

– Сделать так, чтобы наши партнеры чувствовали нашу поддержку, продолжать оказывать первоклассный сервис – важнейшая для нас задача. Мы продолжаем выполнять обязательства перед своими клиентами по гарантийному обслуживанию и сервисным продуктам для автомобилей марки Mercedes-Benz, поставленных и реализованных компанией и ее официальными партнерами в России.

Также компания расширяет свою деятельность, мы нашли прекрасных новых партнеров. Вместе с Foton и их дочерним брендом Forland, права на эксклюзивное дистрибьюторство которого мы получили, совершили прорыв на новый для себя рынок коммерческой техники. Вместе с Seres, для которого тоже стали эксклюзивными дистрибьюторами, открываем не только для себя, но и для россиян в принципе рынок последовательных гибридов. Уникальные технологии, подходящие для российского рынка, просты и экономичны в своем использовании – это электрокары, которые никогда не нужно заряжать. Впереди у нас много интересных проектов. Наше основное направление работы – не стоять на месте, развиваться.


– Какие проблемы существуют с техническим обслуживанием действующего автопарка машин немецкой марки в настоящее время?

– Проблем с этим в настоящее время не существует. У нас и наработан огромный опыт, и есть персонал высочайшего класса. Мы сумели перестроиться и адаптироваться к текущим реалиям. Клиенты получают все тот же первоклассный сервис и обслуживание, к которому привыкли за 30-летнюю историю работы в России «Мерседес-Бенц Рус», ныне – «МБ Рус».


– С момента отключения российских дилеров Mercedes-Benz от онлайн-систем ПО прошел почти год, а первая информация о прекращении поддержки большинства сервисных программ и вовсе появилась в конце 2022 года. Как проходила адаптация ваших партнеров в этой ситуации?

– Наш многолетний опыт работы и знание бизнеса позволили нам найти пути и возможности предоставления того же уровня сервиса и качества поддержки, каким всегда отличалась наша компания.


– Переместимся к другим брендам. Чем был обусловлен выбор в пользу партнерства с концерном Seres Group?

– Появление автомобильных брендов Seres и Aito я считаю невероятным событием в индустрии, которое изменит историю российского автопрома. При этом не стоит забывать, что огромную роль в становлении этих автомобилей сыграл концерн высоких технологий Huawei, в рекомендациях, как говорится, не нуждающийся. Когда несколько лет назад разработкой собственных автомобилей заинтересовались крупнейшие мировые технологические гиганты, многие предсказывали им успех. Однако в реальности создать такой автомобиль пока что вышло у единиц. И у Seres это получилось. Когда мы нашли такого партнера – это было как в бесконечном песке найти драгоценный слиток. К тому же им важен российский рынок, они выделяют его в своей международной стратегии и хотят быть лидером в сегменте автомобилей с интеллектуальной системой вождения – intelligent drive. Так что это для обеих сторон работа на перспективу, интересное долгосрочное сотрудничество.

Все атрибуты премиального автомобиля – привлекательный дизайн, качественное исполнение, технологии, мощность и скорость – есть у Seres. Партнер обеспечивает своевременную, быструю, качественную гарантийную поддержку автомобилей, поставку запчастей, дает ответы на все технические вопросы. Мы можем, как и было всегда, работать на премиальном уровне. Более чем убедительные основания для выбора такого партнерства.


– Ребрендинг Aito в России – это требование китайских коллег? Не рассматривался ли вариант сохранить более благозвучное название для нашего рынка?

– Это и не ребрендинг, и не условие, а данность. На внутреннем рынке Китая есть бренд Aito. На экспорт – не только в Россию – автомобили компании Seres Group поставляются под брендом Seres. Первые партии, которые мы завезли для изучения рынка и спроса, для различных испытаний и сертификаций, были с логотипом Aito. Затем мы получили эксклюзивные права на дистрибьюцию автомобилей с экспортным названием – Seres. Мы испытали автомобили Aito в реальных условиях. «Пробежали» на них из Москвы в Новосибирск и обратно. Это был технический тест инженеров, после которого они дорабатывали автомобиль под наши географические и климатические условия и русифицировали всю мультимедиа.

С ребрендингом это не связано – автомобили Seres это те, которые адаптированы под локальный рынок. То есть имеют отличия от автомобилей Aito.


– Какие новинки Seres появятся на российском рынке во второй половине 2024 года? Каков план по расширению модельного ряда в перспективе нескольких лет?

– В линейке Seres сейчас две модели: спортивный купе-кроссовер М5 и представительский кроссовер М7. Главная новинка обозримого будущего – флагман, полноразмерный кроссовер Seres M9. Представить его в России мы планируем уже до конца года.

О более далекой перспективе мы будем говорить по мере продвижения последовательных гибридов на российский рынок. Мы внимательно изучаем спрос, следим за развитием ситуации. По сути, мы будем отвечать на запросы рынка. Поэтому пока имеет смысл говорить только о том, что мы будем готовы формировать модельную линейку так, чтобы автомобили были наиболее востребованы в России.


– На какой объем реализации рассчитывает штаб-квартира концерна в России? Какую цель она ставит по доле рынка?

– Мы рассчитываем, что на первом этапе вполне реалистично было бы говорить о выходе на реализацию где-то тысячи автомобилей в месяц суммарно. На нашей стороне важное преимущество – мы официально представляем бренд Seres в России, гарантируем юридическую чистоту оформления, предоставляем официальную гарантию, поддерживаем официальный сервис производителя. Наше важное преимущество – и развитая дилерская сеть. В Китае Seres с брендом Aito уверенно входит в число лидеров по продажам автомобилей на новых видах энергии среди люкс-сегмента, то есть их продукция востребована. Все эти факторы позволяют нам быть оптимистичными. А дальнейший рост уже будет связан с развитием самой темы автомобилей с такими гибридными силовыми установками.


– Расскажите подробнее о дилерской сети марки: сколько автоцентров она включает сейчас и как будет расти в ближайшее время?

– Сейчас наша сеть охватывает 34 региона страны, включает в себя 53 дилерских центра. Естественно, мы опираемся на существовавшую структуру. На 80% это дилерские центры, входившие в состав сети Mercedes-Benz, на 20% – другие наши розничные стратегические партнеры. Все наши дилеры – надежные партнеры с большим опытом работы на рынке премиальных автомобилей.

Только за июнь сеть дилеров Seres увеличилась на восемь центров. Уже сейчас наша география охватывает почти всю Россию, включая Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, а также Сибирский регионы. Так что на этой основе будем развиваться и расширяться.

В июне мы провели первую дилерскую конференцию бренда Seres, на ней присутствовали и высокопоставленные представители штаб-квартиры, представители банка-партнера. На ней были определены цели и задачи развития бизнеса на 2024 год. На конференции собралось более 100 действующих бизнес-партнеров Seres и кандидатов в дилерскую сеть – то есть потенциал развития еще достаточно высокий.


– Важен ли опыт потенциального дилера в премиальном сегменте при назначении в качестве представителя Seres? Какие в целом требования компания предъявляет к кандидатам?

– Премиальные автомобили и обслуживание – основная специализация нашей компании с 30-летней историей, вне зависимости от времени и обстоятельств! Для нас важно не только расширение дилерской сети, но и качественное развитие сервисной инфраструктуры для наших клиентов. Партнеры «МБ Рус» проходят строгий отбор. Мы оцениваем не только их техническую оснащенность и уровень компетенций, но и способность работать с премиальной, требовательной аудиторией и оправдывать самые высокие ожидания. Мы стремимся, чтобы дилерские предприятия стали новыми центрами притяжения для знакомства с интеллектуальным и технологичным брендом Seres.


– Появится ли в России чисто электрические версии моделей Seres? Например, M5.

– Мы считаем, что последовательно-гибридная силовая установка не только имеет определенные преимущества, но и дает ответ на несколько основных традиционных сомнений в отношении электромобилей. Это и очень большой (более 1 100 км) даже по меркам автомобилей на традиционном топливе запас хода, и практически полная независимость от инфраструктуры зарядок. Как раз то, что нужно для России. Иными словами, продвижение таких моделей положительно влияет на развитие рынка электрифицированных транспортных средств в целом. Поэтому сейчас мы будем развивать именно направление последовательных гибридов – пусть люди понемногу привыкают к электрификации. А о 100% электрических моделях будем говорить по мере развития в стране зарядной инфраструктуры и рынка электромобилей в целом.


– Как Вы оцениваете развитие зарядной инфраструктуры в России? Насколько важен этот параметр для последовательных гибридов?

– Еще одно преимущество автомобилей Seres на последовательном гибриде – это то, что вы не будете зависеть от инфраструктуры зарядных станций. Вам также не нужно будет устанавливать дорогостоящие зарядки на работе или в гараже вашего дома. Достаточно активировать режим Auto и ваша машина сама будет заряжать вашу батарею от бензинового двигателя-генератора. Ваша задача вовремя заправлять ваш автомобиль бензином, как вы делали это всегда. Если говорить о зарядной инфраструктуре, то она развивается и будет развиваться. В крупных центрах быстрее, но и в регионах она будет расти. Для последовательных гибридов развитие сети зарядных станций тоже важно, но недостатки этого развития для них намного менее чувствительны и критичны.


– Академия интеллектуального вождения Seres, которая базируется на автодроме ФСО, продолжает традиции, заложенные еще премиальным немецким брендом. Допустимо ли, на Ваш взгляд, говорить о сходстве в управляемости автомобилей этих двух марок?

– Разница заложена даже не в отличиях брендов, хотя между европейскими и китайскими брендами она действительно присутствует. Она заложена в самой компоновке последовательного гибрида. У него низкий центр тяжести, что положительно сказывается на управляемости. Его гораздо проще конструктивно скомпоновать так, чтобы обеспечить оптимальную развесовку по осям – и это тоже плюс. У него отсутствует трансмиссия в привычном смысле этого слова. Все это обуславливает иные приемы настройки. У последовательного гибрида абсолютно другой характер отзывчивости, иная динамика, иные графики мощностных и моментных показателей. Поэтому корректно сравнивать последовательный гибрид одного производителя и последовательный гибрид другого, а сравнивать просто марки в данном случае – вопрос исключительно субъективных оценок и предпочтений.

Судя по первым отзывам тех, кто прошел занятия в академии, инженерам Seres удалось найти очень хорошие настройки управляемости. Особенно хвалят в этом плане спортивный по своему характеру М5. Такой характер и закладывался в этот автомобиль. А значит, производителю удалось с блеском решить поставленную задачу. Также стоит отметить и модель Seres М7: с учетом своих внушительных размеров полноразмерный шестиместный представительский кроссовер показал впечатляющую маневренность в сочетании с высоким уровнем комфорта и безопасности.

Что же до традиций, заложенных в академии, то какой-бы ни был автомобиль технически, задача академии – дать навыки безопасного, оптимального управления им. В любом случае результат мы оцениваем с точки зрения передачи знаний, обучении новым навыкам клиентам-водителям. И в этом традиции не прерываются.


– Насколько в целом отличается подход автопроизводителей к бизнесу? Есть ли, с Вашей точки зрения, фундаментальные различия между Seres и Mercedes-Benz?

– Подходы автопроизводителей имеют фундаментальное различие. В первую очередь в том, что китайские автопроизводители очень сильно всегда были ориентированы на свой огромный внутренний рынок. И, допустим, наличие того же полного привода для экспортных моделей для них поначалу казалось не столь важным – в Китае на полный привод обращают намного меньше внимания. Европейцы всегда были больше ориентированы именно на гибкость, способность подстроиться под особенности любого рынка – ведь им основные объемы продаж дает именно экспорт. Китайцы же начали об этом задумываться именно тогда, когда пошло активное развитие экспорта их автомобилей – именно собственных китайских брендов, а не собираемых в партнерстве с западными или японскими. То есть относительно недавно.

К счастью, эта разница в подходе Seres затронули минимально, к гибридным автомобилям это относится в меньшей степени. Так что наша задача – сохранить все лучшее именно в работе с клиентом, чему мы научились и что обрели за время работы с Mercedes-Benz, и перенести на работу с Seres. А производителю – давать возможность понимать наш рынок глубже, способствовать формированию для России именно таких спецификаций, которые нужны нашему клиенту, понятны и близки ему. Ведь и для него работа с Россией дает ценный опыт взаимодействия с новыми, искушенными покупателями, с новым рынком, работающим по общемировым стандартам.


– Проект «МБ Рус» по линейке Foton и Forland – это диверсификация портфеля или долгоиграющая ставка на коммерческий сегмент авторынка?

– В первую очередь это ставка на развитие коммерческого сегмента автомобильного рынка. На нем тоже происходят существенные перемены, причем не только связанные с нынешними экономическими реалиями, но и более масштабные, проявляющиеся на протяжении долгих лет. А перемены – это новые возможности. Поэтому выйти на этот рынок мы сочли для себя интересным. Хотя, безусловно, элемент диверсификации портфеля тоже важен в плане развития бизнеса, игнорировать этот аспект нельзя.


– Какую долю рынка рассчитываете занять с этими марками в своих классах?

– Российский рынок легких и среднетоннажных автомобилей показывает стабильный рост: за пять месяцев 2024 года сегмент автомобилей полной массой 3,5-16 т увеличился более чем на 45% в сравнении с предыдущим годом, а сегмент цельнометаллических фургонов и автобусов от 3,5 т – на 26%. При этом надо учитывать, что покупка коммерческого транспорта на 60-80% осуществляется в лизинг, так что очень многое сейчас будет зависеть от ключевой ставки, от стоимости денег.

Наши точные планы по своей доле рынка мы не анонсируем, рынок коммерческого транспорта продолжает активно трансформироваться. Скажем только, что они весьма амбициозны и вполне обоснованы. Мы выходим на рынок с вполне привлекательными предложениями. Автомобили Foton уже отлично себя зарекомендовали, Toano меньше чем за год вошел в тройку лидеров. Здесь наша задача – быть в этой тройке лидеров и дальше.

Forland имеет ряд преимуществ, которых нет ни у одного из конкурентов. Например, все модели бренда имеют подогрев топливной системы, что весьма важно для России. Имеется уникальное предложение по сочетанию шасси и кузова. На этот год наши планы – реализовать более тысячи единиц техники Forland и в итоге тоже оказаться в тройке лидеров.


– В прошлом году при заключении соглашения с концерном Foton подчеркивалось, что компания «МБ Рус» получила права на импорт модели Toano – фургонов и грузопассажирских вариантов. Сейчас вы также занимаетесь поставками пикапов Tunland. Какая роль по этим моделям отводится другому дистрибьютору – «Фотон Мотор»?

– Foton дополняет нашу сетку продаж, расширяя представленный модельный ряд «МБ Рус». Для покупателей это стало логичным развитием нашей компании, так как мы адаптируем бизнес-процессы под ситуацию на рынке, где востребованы автомобили разных категорий. Мы выстраиваем уникальное позиционирование и коммуникацию с целевой аудиторией для того, чтобы иметь четкую ассоциацию с автомобильным брендом даже при наличии конкуренции.


– Какое развитие получат дилерские сети Foton и Forland в 2024-2025 годах?

– Мы комплексно подходим к организации продаж и бизнеса послепродажного обслуживания. «МБ Рус» имеет более чем 30-летний опыт в автомобильном сегменте премиум-класса, мы стараемся применить свою методику и комплексный подход и к новым брендам нашего портфеля. Формируем достаточный запас запчастей на нашем складе, занимаемся обучением сотрудников дилерских станций и оказываем всестороннюю техническую поддержку. Такой подход привлекателен для дилеров, способствует укреплению и развитию сети. Мы ведем свой бизнес вместе с 45 официальными дилерами, их число будет расти. В нашем фокусе будет вся Россия.


– Как в дальнейшем будет эволюционировать сама компания «МБ Рус»?

– Мы настроены продолжать развиваться в премиальном сегменте, сохраняя при этом неизменную преданность традициям, высокому качеству и в то же время стремление к прогрессу. Также компания планирует расширить портфель продуктов и сотрудничество с другими автомобильными производителями в легковом сегменте.


– Какого прогноза относительно продаж новых автомобилей на российском авторынке в 2024 году Вы сейчас придерживаетесь? В какую сторону, по Вашему мнению, он будет двигаться в 2025-м?

– Мы придерживаемся взвешенного, но в том числе оптимистичного прогноза. За последние несколько лет сформировался достаточно большой отложенный спрос. Многие фактически удлиняли срок владения автомобилем, продолжая пользоваться своей машиной, или приобретали автомобиль с пробегом. Сейчас на вторичном рынке наблюдается дефицит автомобилей в возрасте один-три года и, соответственно, людям придется делать выбор и приобретать новый автомобиль. В целом мы ожидаем динамику +20% к прошлому году и считаем, что при сохранении текущих условий эта тенденция продолжится и в 2025 году.


Георгий Аплевич


Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №7-8 за 2024 год.

30 июля 2024

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте