История ГК «Кузьмиха» началась 30 лет назад с открытия автосервиса в самодельном гараже-боксе на окраине Иркутска. В конце 90-х основатели компании отправились на учебу в США, где полгода проработали на СТО, а вернувшись, применили полученный опыт на своем предприятии. Развиваясь на рынке ремонта и обслуживания автомобилей, компания в то же время выступала официальным дилером Honda и SsangYong. одним из ключевых событий в истории иркутского ритейлера стало открытие салона Chery в 2018 году и последующее изменение стратегии развития. Генеральный директор ГК «Кузьмиха» Александр Исайченко рассказывает о том, как приводил компанию к стандартам дилерского бизнеса и за счет чего небольшие региональные дилеры способны бороться за место на рынке
– До 2023 года ГК «Кузьмиха» была единственным официальным партнером Chery в Иркутске. В этом году ГК «Первая Автоколонна» открыла в городе второй дилерский центр бренда. Как появление конкурента отразилось на позициях Вашей компании?
– С появлением конкурента наша доходность с одного автомобиля только увеличивается – как по Chery, так и по Exeed. Иркутск в плане конкуренции уникальный город. До 2022 года здесь никогда не работали хотя бы два дилера одного бренда. Разве что в короткий период 2013 года действовало сразу два салона Kia. И все чувствовали себя комфортно. Не знали, что такое кумулятивная маржа или выкуп автомобилей с пробегом, но при этом хорошо зарабатывали. Сейчас ситуация изменилась.
– ГК «Кузьмиха» стала дилером Chery в 2018 году, когда бренд не был столь крупным, как сейчас, а в Иркутске пользовались популярностью в первую очередь японские марки. Как Вы пришли к решению начать работать в китайском сегменте?
– Компания была в непростой ситуации. Прежде ГК «Кузьмиха» выступала официальным дилером Honda и SsangYong. Оба бренда прекратили поставки автомобилей. Нужно было заполнять площади, сервисные мощности, а у всех популярных марок в Иркутске уже были дилеры. Сейчас это кажется фантастикой, но тогда представители Chery сами ездили по городам и предлагали дилерство.
ГК «Кузьмиха» Основана в 1993 году. Выступает официальным дилером Exeed в Иркутске и Chery – в Иркутске и Улан-Удэ. В I полугодии 2023 года компания реализовала 501 автомобиль (-12% к январю-июню 2022-го), из которых 168 единиц – с пробегом.
Компания сделала выбор, и в итоге никто не пожалел. Chery стала крупнейшей иномаркой по объемам продаж в России, а наш дилерский центр стабильно входит в число ее лучших партнеров. Особенно ускорились темпы развития с 2020 года после пересмотра стратегии развития. Мы стали вкладываться в бренд, даже взяли на себя часть функций дистрибьютора по продвижению на местном рынке.
– С приходом в ГК «Кузьмиха» в 2020 году на должность генерального директора Вы изменили стратегию развития, что положительно отразилось на результатах компании. По какому пути пошли?
– Здесь можно отметить три направления. Первое – маркетинг. В 2020 году Chery была не слишком известная марка, но интерес к китайским брендам ощущался. Моя идея была в том, чтобы не просто выдавать автомобили клиентам, а самим идти на рынок и знакомить с нашим продуктом. В первую очередь, это очень продуманный маркетинг с глубоким анализом целевой аудитории, опросом клиентов, формулированием ценового предложения.
Второе, что я привнес – направление автомобилей с пробегом. В то время в компании его практически не было. Машины, конечно, принимались по trade-in, но неохотно – не понимали, что с ними делать. В свое время я обучался в Чехии, в AAA Auto. Все, кто сейчас успешен в автомобилях с пробегом, прошли эту школу. Мы выстроили все процессы, какие должны быть у нормального дилера. И это дало результат – уже спустя полгода увидели заметный рост продаж в «штуках».
И наконец, третье и, пожалуй, определяющее. В 2021 году сформировали хорошую команду, в том числе пригласили сильного директора по маркетингу – Александра Цветкова. Раньше такой должности в компании не было. Именно с ним мы запускали Chery Lady [Подробнее о конкурсе – в рубрике «Бизнес-кейс» №9 (157) «АвтоБизнесРевю» за сентябрь 2023 года. – Прим. ред.] и другие проекты, которые позволили нам в 2021 году завоевать для марки в Иркутске в два раза большую долю рынка, чем в среднем по стране.
То есть в общем была выбрана проактивная стратегия. Сейчас мой настрой, как руководителя, таков, что нужно быть на острие изменений, следить, что происходит вокруг, и по возможности участвовать.
– Как в последние три года в Иркутске менялся спрос на китайские автомобили?
– С одной стороны, спрос возрастал с трудом, потому что Иркутск – «японский» рынок. Здесь даже Toyota продавала больше новых машин, чем «Лада». С другой стороны, первая китайская модель, с которыми мы начали работать, – Chery Tiggo 3 – во многом скопирована с Toyota RAV4, то есть имела знакомые потребителю очертания. К тому же любой иркутянин вырос в окружении китайских вещей. Мы все ходили на «шанхайки» – так называют рынки с товарами из Китая, носили китайскую одежду, покупали китайские телефоны и стереосистемы. Это, наверное, помогло растопить лед между Chery и первыми клиентами. Сейчас совершается много повторных покупок, многие люди пересели с Toyota на Chery, Geely и других «китайцев». Эти автомобили уже воспринимают без оговорок, как раньше, а иногда они даже дают фору «японцам», потому что качество китайского продукта стало высоким.
– Развитие направления автомобилей с пробегом Вы начали с организации работы по trade-in, какие шаги предприняли в дальнейшем?
– Да, я просто запустил правильный процесс. То, что делают самые продвинутые дилеры, – выкуп с рынка, внутренний trade-in и т.п., – к этому подошли только сейчас. По выкупу пока активно обучаем персонал в сотрудничестве с «Автохабом». Порядка 60% новых автомобилей мы продаем с зачетом действующей машины клиента. Если говорить о пополнении склада, то trade-in формирует около 70%. Остальное – выкуп и комиссия. Рассчитываю, что через полгода показатель будет ниже 50%. Также в текущем году планируем открыть новую площадку по продаже автомобилей с пробегом. На ней же, кстати, планируем запустить дилерский центр нового бренда. И на этом проекте запланирована глубокая консалтинговая работа по построению системы с нашим партнером, который профессионально занимается выстраиванием процессов в этой сфере.
– В Сибири один из самых «старых» в России автопарков. Хватает ли в Иркутске автомобилей с пробегом для развития выкупа?
– Да, есть такая проблема. Партнеры из «Автохаб» нам говорят, что если в будущем мы захотим открыть вторую площадку автомобилей с пробегом, то могут быть трудности. Но есть и готовые решения. Например, в Иркутске никто массово не выкупает машины с аукционов. Также мало кто занимается выездным выкупом в соседних регионах.
– В каких соседних регионах Вы видите такую возможность?
– Сама по себе Иркутская область достаточно большая, и на севере много неохваченных территорий, больших городов, до которых ехать пять-шесть часов – для Сибири это небольшие расстояния. Плюс, рядом Бурятия. Там конкуренция еще меньше. Конечно, в Улан-Удэ есть свои особенности, но мы уже представлены там с Chery и понимаем специфику рынка. На западе – в Красноярском крае – много опытных и сильных дилеров, туда пойдем в последнюю очередь.
– В связи с развитием новых направлений работы испытываете ли трудности с подбором новых сотрудников, как решаете эту задачу?
– Когда я встречаюсь с другими дилерами, это самая горячая тема для разговора. С продавцами пока порядок – знаем, где искать. Но есть дефицит механиков. И в этом направлении работаем со всеми иркутскими техническими вузами по программе стажировки. Обдумываем идею учредить стипендию непосредственно от нашей компании.
В целом в кадровом вопросе важным фактором остается бренд работодателя. Согласно нашим исследованиям, человек может прийти даже на более низкую позицию, чем рассчитывал изначально, если компания респектабельная и устойчивая. Укрепление бренда работодателя – большая сфера, которая требует приложения многих усилий. И этим мы тоже сейчас занимаемся.
В 2023 году мы переработали процесс адаптации новичков – одно из наших главных достижений. В течение месяца с новым сотрудником плотно работает HR-отдел и непосредственный руководитель. Пройдя адаптацию, человек видит свой прогресс, понимает, что есть смысл остаться и продвигаться в компании. В итоге по новым сотрудникам, прошедшим адаптацию, сейчас уровень текучести «нулевой».
– Вы говорите, что знаете, где искать продавцов. О каких сферах идет речь?
– Непродуктовый ритейл. Часто хорошие продавцы – в магазинах бытовой техники. Как правило, они представляют федеральные сети, которые системно подходят к обучению и адаптации персонала. Такие люди приходят к нам уже с базовыми знаниями и навыками, понимают, что такое УТП, презентация товара, отработка возражений и т.д. Есть еще несколько хороших сфер для рекрутинга, но это наше ноу-хау и секрет.
– Наибольшую нехватку испытываете только по механикам?
– Еще не хватает байеров. Несколько лет назад этой профессии вовсе не существовало. Недавно провели исследование и оказалось, что в Иркутске нет ни одного резюме байера. Искать остается только в смежных сферах, но это сложно. Еще сложнее – первое время удерживать байера в компании. Многие видят, что от продажи одной машины компания получает, скажем, 200 тысяч рублей, и думают, что смогут самостоятельно, продавая по одному автомобилю в месяц, хорошо зарабатывать, но при этом еще не понимают, как все это устроено.
Также мы работаем с внутренним резервом. Проводим ежемесячные опросы – кто хотел бы повышения или перехода в другой отдел. Это отработанная процедура. Доля «внутренних перемещений», в том числе с повышением, у нас высокая. Так одновременно сокращаются наши расходы на поиск новых сотрудников и повышается лояльность действующих кадров.
– Какие принятые Вами решения в управлении персоналом стали самыми эффективными?
– Первое, о чем думает компания, которая хочет удержать сотрудников и добиться от них максимальной отдачи в работе – платить больше. Мы озаботились вопросом мотивации и провели большую исследовательскую работу с тестами и опросами, и результат меня удивил. Исключительно ради денег работает меньше половины сотрудников. Для большинства деньги, конечно, важны. Но еще необходимо признание. Многие хотят учиться, получать новые навыки. Кому-то важна стабильность – знать, что завтра будут работа и доходы.
В соответствии с этим мы изменили систему мотивации. Безусловно, мы не можем платить людям ниже рынка и рассказывать, какая у нас классная компания, давайте еще больше работать. Зарплата у нас хорошая, иногда выше рынка. Но больше внимания сейчас уделяем нематериальной составляющей. Открытием этого года стали квартальные мероприятия для всего коллектива. У HR-отдела есть план, расписанный на год. Сотрудники знают, куда отправимся в следующий раз, и готовятся. Это спортивные соревнования, выезды на природу и т.п. Меня приятно удивило, насколько позитивно такие события влияют на команду.
– На протяжении 30 лет с момента основания ГК «Кузьмиха» во многом выступала скорее как игрок рынка сервисных услуг, чем официальный дилер. Как на фоне трансформации рынка обстоят дела в послепродажном обслуживании?
– Весь прошлый и нынешний год направление сервиса чувствует себя хорошо и как никогда стабильно. Под стабильностью я понимаю рост как минимум на уровне инфляции или выше. В этом году мы запустили вторую СТО. Ее результаты нас устраивают. С запчастями проблем нет, как их не было даже в 2022 году. Тогда мы оперативно закупили на склад все, что было у поставщиков. Часть партнеров сменили. Точнее они сами ушли из России, например Castrol.
– Какие задачи стоят перед Вами в направлении сервиса?
– Главный тренд рынка – увеличение количества визитов клиентов на ТО со своими запчастями. Мы не можем отказаться от таких заездов, но видим в них проблему, даже угрозу бизнесу. Еще один тренд – увеличение межсервисных пробегов. Пока думаем, как реагировать на эти вызовы, ищем идеи.
– Насколько техцентр зависит от продаж автомобилей?
– У него своя, гигантская, клиентская база – десятки тысяч клиентов, около 60% – постоянные. Пополнение базы происходит за счет маркетинга. Используем много каналов, в том числе цифровые. Доля автовладельцев, купивших машины в нашей компании, на сервисе – 70%.
В целом наш техцентр работает по американской схеме: 80% заездов – ТО, замена жидкостей и фильтров, 20% – работы по подвеске. Все заточено на самое рациональное и эффективное использование мощностей. В моем понимании, машина не должна долго «зависать» на подъемнике, а ТО должно укладываться в 20 минут. Сейчас мы идем в сторону увеличения доли работ по подвеске – там хорошая экономика. Среди других перспективных направлений – рынок гибридов и электромобилей. Наблюдаем за ним и прикидываем, как можем встроиться в обслуживание таких машин. Все же в Иркутске самая дешевая электроэнергия в нашей стране и «электричек» уже сейчас достаточно много.
– С новым подходом к управлению продажами Вам удалось повысить объемы реализации допоборудования, за счет чего Вы этого добились?
– Когда я пришел в компанию, в салоне Chery не было даже менеджера по оборудованию. Ввели такую должность, прописали процессы – как клиент должен идти по воронке продаж, – создали скрипты для сотрудника. Но наибольший эффект оказало внедрение пакетных предложений.
Мы предлагаем три пакета: условно, самый дешевый, средний по цене и дорогой. Каждый сбалансирован по доходности и наполнению. С одной стороны, клиенту стало гораздо проще выбирать, потому что любой пакет покрывает базовые потребности – в него входят защита картера двигателя, кузова автомобиля, сигнализация и т.п. С другой стороны, такие пакеты сняли с сотрудников большую моральною нагрузку в продвижении товаров. Около 70% продаж допоборудования сейчас осуществляется за счет пакетных продуктов.
– Какие маркетинговые инструменты в текущих условиях позволяют эффективно привлекать и удерживать клиентов?
– Безусловно, правильно настроенный онлайн. Но тут важна точность настройки, чтобы попасть в свой сегмент. Второе – рекомендации, сарафанное радио. В этом направлении, помимо репутации компании, хорошо работают специальные акции, например «Приведи друга». Сейчас роль отзыва в Интернете значительно возросла, это первое, на что обращают внимание клиенты. Поэтому мы много работаем с онлайн-репутацией – долгой, кропотливой, но приводящей значительную часть новых клиентов.
– В чем она заключается, в отработке негативных отзывов?
– Это как айсберг – у него есть видимая и невидимая части. Видимая часть – отзывы в Интернете. Первое, что нужно сделать, если обнаружили негативный комментарий – ответить. Примерно в 80% случаев ситуация решается. Даже если после этого пользователь не удалит отзыв, мы не обидимся, потому что наша совесть чиста. По любому негативному отзыву нужно обязательно провести работу
«Маленькие дилеры – относительно маленькие, если смотреть на размер выручки и прибыли. Всегда есть где повысить эффективность и заметно улучшить финансовое состояние»
над ошибками – почему произошла такая ситуация, из-за которой клиент не поленился написать о нас. Это ведет к переменам в компании – локальным или масштабным.
Разумеется, речь идет не о «чайка-менеджменте», когда руководитель от случая к случаю садится почитать, что клиенты пишут о компании, и начинает реагировать. У нас есть относительно большой отдел качества, в нем работают пять человек. Это подразделение не зарабатывает прямые деньги, только тратит. Но для нас это инвестиции в эффективность. Работа с репутацией в Сети – это автоматизированный процесс, причем затрагивающий не только негативные, но и позитивные отзывы. Если какого-либо сотрудника похвалили, ему автоматически придет уведомление от отдела качества, и во внутренней системе опубликуем соответствующее сообщение. Это систематизированная работа, составляющая «невидимую» часть.
– Ожидаете ли притока в город крупных федеральных дилерских холдингов и насколько в Иркутске доступны свободные предприятия для авторитейла, которые можно приобрести или арендовать?
– Федеральные сети, может быть, и хотели бы зайти в Иркутск, но некуда – из-за дефицита локаций. В городе всегда соблюдался баланс. Дилеры не строили лишнего, поэтому в кризис массово не закрывались, как это было в Новосибирске или Красноярске. Свободных площадок нет. В Улан-Удэ наш дилерский центр открыт в бывшем салоне мебели. Строиться сейчас никто не будет. Купить тоже некого – местных игроков можно пересчитать по пальцам, все они сильные, у всех активные собственники, погруженные в процессы и заинтересованные в развитии. Иркутск для федералов – крепкий орешек, который трудно раскусить, а Улан-Удэ, где мы тоже ведем бизнес, им не интересен.
– В целом, по Вашему мнению, за счет чего могут выжить небольшие региональные дилеры в текущих условиях рынка?
– Прежде всего, надо работать над своей эффективностью. Маленькие дилеры – относительно маленькие, если смотреть на размер выручки и прибыли. Всегда есть где повысить эффективность и заметно улучшить финансовое состояние. Кроме того, многие региональные игроки, как и мы, не обращали внимания на кумулятивную доходность, автомобили с пробегом, дополнительные продажи, которые стали стандартом работы дилерского предприятия. Но прежде, чем прийти к этому стандарту, сначала нужно заняться собственной эффективностью. Самые легкие деньги лежат внутри дилерского центра, но мы каждый день проходим мимо них и не замечаем
Евгений Еськов
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №11 за 2023 год.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте