Илья Фридман: «Наша стратегия – разумный рост»

Несмотря на то, что омский авторынок значительно уступает по емкости новосибирскому и красноярскому, группа компаний «Евразия-Моторс» уверенно возглавляла рейтинг самых крупных автодилеров СФО по доле рынка, а сейчас по-прежнему входит в топ-3. В интервью «Континенту Сибирь» учредитель ГК «Евразия-Моторс» Илья Фридман рассказал о том, оправдались ли его инвестиционные ожидания от автобизнеса, видит ли риски в пополнении портфеля в условиях сложной ситуации на авторынке и планирует ли выходить за пределы родного региона.


ГК «Евразия-Моторс» появилась на рынке под этим брендом в 2010 году после разделения бизнеса самого крупного омского дилера — группы компаний «Барс» между ее основателями — генеральным директором Павлом Смирновым и основным владельцем Ильей Фридманом. Последнему достался бизнес по брендам Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, который был объединен с принадлежащим Илье Фридману «Евротехцентром» (официальный дилер Volkswagen в Омске). В дальнейшем «Евразия-Моторс» активно пополняла портфель другими брендами, пользуясь отрывающимися возможностями, в частности Renault, и на сегодня в ее линейке уже девять марок — Mitsubishi, Nissan, Datsun, Hyundai, Renault, Volkswagen, Kia, Skoda, Mercedes-Benz. Последние три бренда появились у «Евразии-Моторс» в 2018-2019 годах, когда многие автодилеры отказались от активного развития из-за неопределенности на рынке. Однако «Евразия-Моторс» продолжила развитие, а в июле 2018 года ей был увеличен кредитный лимит со стороны банка ВТБ до 760 млн рублей.

На сегодня «Евразия-Моторс» остается в тор-3 самых крупных автодилеров Сибири, уступив первое место красноярскому «Медведь Холдингу». Последний, к слову, в 2015 году вышел в Новосибирск. «Евразия-Моторс» такой вариант тоже ранее рассматривала. Стоит ли ожидать этого в будущем, каких принципов придерживается «Евразия-Моторс», и как намерена укреплять свои позиции, рассказал сам Илья Фридман.

Илья Геннадьевич, в недавнем интервью «Коммерческим вестям» вы говорили о том, что ваша стратегия — преодолевать кризис за счет масштаба. И благодаря росту портфеля вы сохраняете свою долю рынка. С одной стороны такая позиция понятна. С другой, на рынке есть примеры с новосибирскими компаниями «МАКС Моторс», «СЛК-Моторс», или например петербургским холдингом РРТ, которые в сложное для рынка время наращивали портфели брендов, расширяя масштабы своей деятельности, но к сожалению, по факту не смогли их удержать. В чем принципиальные отличия вашего подхода?

Я не знаком с подробностями процессов, приведших к неудачам названные вами компании. Нашей стратегией является разумный рост. Постепенное пополнение портфеля перспективными с точки зрения маржинальности и объема продаж брендами с одновременным избавлением от аутсайдеров.

Но ведь каждая новая марка в портфеле — это новые обязательства. У многих брендов они подразумевают строительство полнофункциональных салонов, что в ситуации падения рынка требует особо взвешенного подхода. «Евразия-Моторс» за последний год, напротив, пополнила портфель брендами Skoda и Mercedes-Benz.

Далеко не все бренды требуют сегодня огромных инвестиций. Мы считаем экономику по каждой марке и работаем в рамках бюджета. Какие-то обязательства мы с себя снимаем, корректируя свой портфель и отказываясь от тех или иных брендов. Параллельно мы смотрим на рынок и, если видим прибыльные и интересные марки, то рассматриваем возможность пополнения ими своего портфеля. Skoda и Mercedes-Benz нам видятся очень перспективными брендами.

Несколько лет назад, когда в Новосибирске проходил тендер по марке Renault, ГК «Евразия-Моторс» участвовала в нем. Являлось ли это единичным случаем, или вы действительно прорабатываете возможность выхода в соседние регионы Сибири кроме родной Омской области? Если да, то какие регионы для вас приоритетны?

У нас нет внутреннего запрета на региональную экспансию, главное условие – экономическая целесообразность. Пока не складывалось. Интересных предложений нет. Речь часто идет о городах, в которых продажи очень малы, например, о Томске, или наоборот, о Новосибирске, в котором и так очень тесно. Но мы регулярно анализируем рынок и изучаем открывающиеся возможности. Если будет интересное предложение, то мы готовы участвовать.

По данным «Автостат.Инфо», по итогам I полугодия 2019 года самой популярным новым автомобилем в Сибири по числу регистраций стала Hyundai Creta. Омск по своим предпочтениям значительно отличается от других городов Сибири, потому что в нем в топ-3 иномарок уже не первый год входит Datsun On-Do, а в I полугодии 2018 года он и подавно был первым с точки зрения количества регистраций. С чем вы связываете такой феномен?

«Евразия-Моторс» открыла первый в России дилерский центр Datsun и нами сразу уделялось ему много внимания. Кроме того, Datsun играет в сегменте лоукост, который в Омске занимает заметно большую долю, чем в среднем по стране. В Омске практически все недорогие автомобили (например, китайские марки) занимают долю на рынке больше среднестрановой. Страдают от этого продажи машин с ценой выше миллиона рублей.

Многие дилеры Nissan на старте возлагали на Datsun большие ожидания, но по факту отмечали, что за высокими объемами не стоит должный уровень маржи, и поэтому работать с этим брендом многим из них стало не так интересно. Оправдались ли ваши ожидания от марки Datsun, и довольны ли вы текущими позициями в регионе?

У нас очень удачно расположен салон Datsun – он пристроен к дилерскому центру Nissan, за счет этого многие процессы удалось объединить и заметно уменьшить затраты. Ожидания от Datsun полностью оправдались, и я доволен работой с ним и нашими продажами в регионе. Довольно давно ожидается автомобиль класса SUV, правда, никакой конкретики по срокам пока нет, но с его выходом позиции Datsun в Омске еще более усилятся.

С учетом сокращения модельного ряда Nissan и закономерного падения продаж многие сибирские дилеры оптимизируют присутствие марки. Например, новосибирский дилер «Эксперт НСК» разделил свой полнофункциональный салон Nissan на две части, заселив в одну из них Kia. Иркутский дилер «Агат-Авто» поменял местами салоны Nissan и Kia, предоставив корейской марке более удобную площадку и вольготные условия. А как вы отреагировали на ситуацию с Nissan? Можно ли считать появление Skoda в вашем портфеле реакцией на изменения, происходящие с японской маркой?

Мы очень огорчены ситуацией с модельным рядом Nissan, однако надеемся на положительные изменения в обозримом будущем. Хочется верить, что российской команде Nissan удастся убедить штаб-квартиру и марка вернется к росту. Появление Skoda в портфеле связано с нашей радужной оценкой ее перспектив в России, в октябре планируем открытие полноценного дилерского центра в автодеревне на 31-й Рабочей.

В Омской области на фоне других регионов СФО уверенно себя чувствуют китайские бренды. Рассматриваете ли вы для себя возможность получения дилерства по этой категории марок?

Как раз на днях подписали договор с Changan, одной из крупнейших китайских автомобильных корпораций. Эта компания сейчас выходит на российский рынок. Съездили, посмотрели машины – качество хорошее, сложных требований дистрибьютор не предъявляет, решили попробовать. Машины нам уже отгрузили, в течение нескольких дней у нас стартуют продажи.

Какие у вас ожидания по этой марке с точки зрения продаж?

Учитывая, что машины недорогие, целесообразно было бы продавать по 50 автомобилей в месяц, но пока таких планов и близко нет. Китайские компании традиционно себя ведут достаточно осторожно. Этот и следующий год речь в лучшем случае будет идти об однозначных продажах в месяц. Но постепенно Changan может выйти на более высокие показатели. Тот же Datsun в Омске продается значительно лучше, чем в среднем по стране. Как знать, может быть, и Changan «выстрелит».

Долгое время в портфеле брендов «Евразии-Моторс» не хватало премиальной марки, поэтому с точки зрения диверсификации появление марки Mercedes-Benz не вызвало вопросов. Однако впервые «Мерседес-Бенц Рус» объявил о тендере в Омске еще в 2010 году, в частности опубликовав у нас в издании соответствующий макет о поиске. Почему вы решили взяться за этот бренд именно в 2019 году, а не ранее в других рыночных условиях? Что принципиально изменилось с точки зрения этого бренда?

Примерно в это время под мое оперативное управление перешло несколько дилерских центров в крайне растрепанном виде и едва хватило сил и средств на приведение этого хлопотного хозяйства в надлежащее состояние (речь идет о разделении компании «Барс»КС). Постепенно, в Омск после учебы вернулся мой старший сын Марк, относящийся к Mercedes-Benz с огромным пиететом и стал настаивать на необходимости дилерства.

Не так давно ваша компания отказалась от бренда Ford, еще до того, как соответствующее решение в целом по России принял дистрибьютор марки. Намерены ли вы оптимизировать свой портфель и отказываться от тех или иных брендов с учетом текущей рыночной ситуации? Или портфель самодостаточен?

Ситуация на рынке подвижная, мониторим ее постоянно. На сейчас портфель брендов представляется рабочим, однако если будет объявлен тендер на какой-нибудь интересный бренд, будем изучать возможность и целесообразность участия. Бизнесом нужно заниматься тогда, когда он приносит деньги. Если просто нравится автомобиль того или иного бренда — покупай и катайся.

«Пежо Ситроен Рус» сейчас выводит на российский рынок марку Opel. Интересен ли вам этот бренд, ведете ли вы с дистрибьютором переговоры по этой марке, как оцениваете ее перспективы?

К сожалению, PSA демонстрирует незаинтересованность в российском рынке, никаких инструментов для изменения их настроя у нас нет. На сегодня мы были вынуждены расторгнуть дилерские контракты с Peugeot и Citroen, Заключаем сервисные договора для продолжения гарантийной и постгарантийной поддержки автомобилей этих марок.

Что касается Opel, то в текущей ситуации с Peugeot и Citroen вывод на рынок дистрибьютором новой марки не вызывает интереса.

Сегодня дилеры часто отказываются от тех или иных брендов, а имеющиеся мощности используют, например, под автомобили с пробегом. Видите ли вы также перспективы в этом направлении?

Автомобили с пробегом — потенциально интересная ниша. Сегодня все дистрибьюторы ее поддерживают, используя как инструмент продаж. Но и сам по себе рынок перспективен. В Омской области рынок б/у-автомобилей составляет порядка 50 тысяч в год, а новых — только 12 тысяч. Это говорит о том, что автомобили с пробегом много раз переходят из рук в руки, и это дает возможность зарабатывать. Почему бы это не делать официальным дилерам? Этим нужно заниматься, на этом рынке есть деньги.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на сайте Ksonline.ru 10.10.2019

Автор: Александр Месаркишвили

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 Октября 2019
  • Комментарии 0
  • Посещений 1917

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте