В 2021 году, незадолго до выхода концепции правительства России по развитию производства и использованию электротранспорта, московская ГК «Автолайт» начала активную работу с электромобилями. В ее составе появилась компания «ЭлектроАвто», ставшая в 2022-м дистрибьтором Dongfeng с моделью Fukang ES600. В планах «ЭлектроАвто» – наращивать популярность электротранспорта и инфраструктуру, начиная с такси и каршеринга. О распространенных мифах вокруг электромобилей и о том, почему они не станут полной заменой бензиновых машин, рассуждает владелец ГК «Автолайт», председатель совета директоров «ЭлектроАвто» Михаил Фонарев
– Одна из претензий к электромобилям – зимой работоспособность аккумулятора падает, иногда на морозе его не удается зарядить. Как холодный климат влияет на эксплуатационные качества машин, с которыми Вы работаете?
– Я уже два с половиной года езжу на электрических автомобилях, и никаких проблем нет. Мороз не влияет на возможность зарядить такую машину. Автопроизводители закладывают в конструкцию опции, ориентируясь на тот рынок, на который экспортируют электромобили. Машины, спроектированные для России, без проблем заряжаются зимой. Другое дело, что сертифицированных электромобилей в нашей стране немного – в основном везут по параллельному импорту. И если машина предназначалась, скажем, для Египта или ОАЭ, понятно, что настройки в ней будут соответствующие.
Возможность эксплуатировать электромобили не зависит от климата. Например, в Норвегии, где зимой легко может быть мороз за 50 градусов, идет активный рост продаж автомобилей с электродвигателем. Это связано с несколькими моментами. Если в России ранее зимой машины с ДВС подогревали с помощью Webasto и других подобных приспособлений, то в Норвегии и Канаде продавались модели, оборудованные системами подогрева от обычной электрической розетки. Таким образом, многие парковки, стоянки и гаражи уже оснащены розетками. Норвегия не требует ОТТС для начала продаж, хотя имеет жесткие экологические и иные требования к автомобилям. Не думаю, что в Москве климат более суровый, а условия для развития электротранспорта хуже.
Еще важная деталь: в нашу страну ввозят машины для разного типа зарядных станций и устройств. Если хотите подключиться к быстрой зарядке, компьютер и станция должны «дружить»: сила тока большая, действует целый программный комплекс, чтобы электромобиль «коннектился», как в случае со смартфоном: он лучше заряжается от оригинального устройства, и, соответственно, неоригинальное может негативно сказаться на работе гаджета.
– Как развивалось направление электромобилей в Вашей компании и почему в 2021 году решили запустить компанию-дистрибьютора для модели Dongfeng Fukang ES600?
– Мы видели, что мировая автоиндустрия идет в сторону электротранспорта. В 2018 году мы посещали автозаводы КНР. В обязательную программу визита входило знакомство с передовыми разработками. Китайские инженеры заводов, производящих модели Mercedes-Benz, Porsche и Toyota, рассказывали нам, что некоторые модели бензиновых машин стали тупиковыми – улучшить их без резкого удорожания стоимости практически невозможно. Конкурировать на таком рынке очень сложно, а разработка электромобиля, удовлетворяющего потребностям рынка, в том числе по цене, только начинается. Слова инженеров со временем подтвердились. В этом сегменте Китай видит свои возможности и перспективы. Там сейчас буквально сотни площадок по сборке моделей электромобилей, все они, конечно, разные, но уже опережают производителей других стран как по технической оснащенности, так и по ценовой привлекательности.
Мы взялись за электромобили после пандемии, летом 2020 года, и стали подбирать машины, представленные в Китае. Уже весной 2021 года привезли в Москву электрическое купе Xpeng P7, ставшее тогда «Автомобилем года» в КНР. Машина вызвала большой интерес публики и СМИ, что стало хорошим сигналом для нашей команды.
ГК «Автолайт» Основана в 1993 году. Выступает официальным дилером Chery, GAC, Haval, JAC и Omoda в Москве. В 2021 году в состав ГК «Автолайт» вошла компания «ЭлектроАвто», которая в 2022 году получила эксклюзивные права на поставки электромобилей Dongfeng Fukang ES600 на территорию таможенного союза. В 2022 году ГК «Автолайт» реализовала 1,8 тысячи новых и подержанных автомобилей (-40% к 2021-му). Суммарная выручка по итогам прошлого года составила 5 миллиардов рублей (-9%).
При разработке концепции бизнеса с электромобилями на начальном этапе мы сориентировались на владельцев корпоративных парков, такси и каршеринговых компаний, администрации городов и регионов. Уверен, в будущем электромобили вытеснят из такси бензиновые машины, потому что они лучше, удобнее и экологичнее. Т акая тенденция потянет за собой зарядную инфраструктуру. При этом цена электромобиля в нашей концепции не должна была превышать трех миллионов рублей.
Сначала завозили отдельные экземпляры, давали их обкатывать сотрудникам и клиентам. Всего просмотрели таким образом более 40 электромобилей и нашли подходящий – Dongfeng Fukang ES600. Сейчас продолжаем возить разные машины под заказ для частных клиентов, а для дистрибьюции в 2021 году запустили компанию «ЭлектроАвто», с которой развиваем работу в корпоративном сегменте.
– То есть в перспективе с ростом парка электромобилей в России эти машины будут вытеснять бензиновые версии из отдельных сегментов рынка и крупных городов, но не станут полной заменой автомобиля с ДВС?
– В настоящее время электромобили в основном удобны для эксплуатации в городах, они делают жизнь людей более комфортной – без выбросов, шума и со значительным уменьшением затрат на эксплуатацию. Сейчас мы даем машину для такси, чтобы насытить этот рынок. Клиенты такси и каршеринга смогут убедиться, что это обычный автомобиль, только удобнее.
КПД двигателя внутреннего сгорания 20-25%, тогда как у электродвигателя – до 99%, то есть он объективно лучше. В городах электромобили заменят бензиновые машины. Они эффективнее, привлекательнее по потребительским свойствам, «тихие», не требуют инфраструктуры и затратного обслуживания.
– Не требуют инфраструктуры? Но ведь нужны зарядные станции.
– Вокруг электромобилей много мифов, которые предстоит развеять. Два главных – электромобили нужны для экологии, а для их использования требуется установить повсюду быстрые зарядные станции.
Во-первых, электрический транспорт нужен, в первую очередь, для более удобного проживания в городе, то есть там, где много людей и средств передвижения. Общемировое улучшение экологической обстановки здесь ни при чем, мы просто стараемся не загрязнять места проживания людей. Речь идет о комфортной городской среде – без вредных выбросов, потребности строить АЗС и в перспективе – с развитием беспилотных технологий – без пробок.
Во-вторых, быстрые зарядные станции на каждом углу не нужны. Вам достаточно приехать домой, воткнуть зарядное устройство в обычную розетку и лечь спать. Утром проснулись – у вас полный заряд. Зачем вам куда-то ехать, искать быструю зарядку, а потом бродить возле нее час и ждать, когда батарея будет полной? Это неудобно.
– С Dongfeng Fukang ES600 Вы намерены идти в корпоративный сегмент. В прошлом году в России открылось локальное производство электромобилей, в частности заводы «Москвич» и «Моторинвест», которые, очевидно, будут получать льготы и заказы от государства. Насколько Ваш автомобиль, импортируемый из Китая, способен с ними конкурировать, тем более во флит-сегменте?
– Во-первых, «Москвич» и «Моторинвест» везут машинокомплекты из Китая. Доставка машинокомплектов и организация сборки в России дороже, чем доставка готовой машины и ее реализация. Во-вторых, наш автомобиль с ними не конкурирует и выступает в своем сегменте: Dongfeng Fukang ES600 сделан на базе седана Peugeot 408. Если мы говорим о господдержке, думаю, в будущем она станет доступной для всех электромобилей.
– Сколько электромобилей в среднем продает Ваша компания в месяц?
– Сколько заказов есть, столько продается – 10-20 машин.
– Это для частных покупателей?
– Да.
– На какие объемы планируете выйти в дистрибьюции с Dongfeng?
– Точный план пока не называем. Ряд производителей ушел из нашей страны, и освободились готовые дилерские центры, которым нужны машины. Поэтому ситуация изменилась для нас в лучшую сторону. Мы скорректировали план, увеличив его.
Мы занялись планированием в 2021 году. Предполагали, что в 2022-23 годах рынок новых электромобилей в России будет примерно 20 тысяч машин, и хотели взять на себя 10% этого объема, то есть около двух тысяч автомобилей. Под эти цели планировали открыть пять дилерских центров в крупных городах. Сейчас заявок больше 20-ти, есть запрос даже из стран ближнего зарубежья. Мы внимательно изучаем каждую заявку, потому что опасаемся, что не все кандидаты понимают особенности этого бизнеса и нашу концепцию его развития.
Наши планы меняются и сильно зависят от положения дел на российском рынке. Тем не менее, если прежде мы ввозили единичные модели электромобилей, то с Dongfeng займемся систематизированным импортом, который обеспечит нам ОТТС, гарантию производителя на машины и поддержку всех нормативных документов на территории России.
– Как планируете расширять модельный ряд в дистрибьюции Dongfeng?
– Я вижу, что продвигать электромобили в России, в первую очередь, будет государство, и ему потребуются LCV и представительский класс – чиновники должны ведь на чем-то ездить. Поэтому изучаем такие модели.
– Каких вложений потребует от дилера запуск продаж электромобиля Dongfeng?
– Основное – покупка машин. Минимальная партия – 10-20 автомобилей в зависимости от региона. Также потребуется закупить оборудование и запчасти и установить зарядную станцию. Так как работаем с корпоративными парками, начинать продажи можно и без идентификационных элементов.
– Насколько дилеры будут обеспечены запчастями?
– Их получаем стабильно. Речь идет в основном о кузовных деталях. В Китае автомобиль уже эксплуатируется в такси, поэтому накопились данные о самых востребованных запчастях, и мы их заказываем.
– Машины и запчасти возите из Китая по железной дороге?
– Да.
– В чем принципиальные отличия в обслуживании электромобилей и машин с ДВС?
– В отсутствии обслуживания. Когда бензиновый автомобиль приезжает на ТО, в нем, как правило, меняют масло и фильтры. В электромобиле этого нет, за исключением салонного фильтра. В основном обслуживание предполагает осмотр, проверку ходовой части и работы компьютера.
В целом я хочу, чтобы сервиса для электромобилей не было как такового, прямо как со смартфоном. Это тоже ведь технически сложное устройство, но как часто вы относите его в сервис?
– Обычно, если смартфон нужно нести в сервис, пора покупать новый.
– Именно. В перспективе средство передвижения должно стать точно таким устройством, как смартфон, ведь электромобиль в меньшей степени машина, и в большей – гаджет. Эти автомобили не для сервиса. Даже тормозные колодки выдерживают пробег 100 тысяч километров и более, потому что торможение происходит в основном за счет рекуперации [Возвращение части энергии торможения в аккумулятор. – Прим. ред.]. Единственный фактор ремонта – это ДТП. В остальном сервис не требуется.
– Насколько дорогим окажется ремонт электромобиля при ДТП?
– Зависит от тяжести аварии. В любом случае, при серьезном ДТП формат «тоталь» никто не отменял. Если восстанавливать невыгодно, машину спишут. В остальном кузовные детали те же, что и на бензиновом автомобиле. Электронные блоки стоят недорого. Самая дорогая часть – аккумулятор – составляет 30-50% стоимости автомобиля.
– Насколько охотно страховщики принимают электромобили?
– Пока не очень охотно. Но вопрос не в электромобиле как таковом, а в страховании машины, не прошедшей сертификацию и не имеющей официального канала поставки в Россию – андеррайтеры не могут просчитать риски, чтобы дать тариф. В том числе, поэтому мы запускаем дистрибьюцию, получаем ОТТС, предоставляем гарантию и прочие «прелести» официального бизнеса.
В любом случае, с увеличением объема продаж страховщики получат больше данных для просчета рисков, будут работать с официальными представителями производителей, и проблемы страхования уйдут.
– На примере Dongfeng Fukang ES600, как быстро электромобили теряют остаточную стоимость?
– Машина новая, разработана специально для России и стран ЕврАзЭС, поэтому достаточного объема данных еще не собрано. Но можно отметить, что ничего особенного, по сравнению с бензиновыми машинами, нет. Кузовные детали и ходовая часть – обыкновенные. Гарантия на батарею – пять-восемь лет. При этом если у машин с ДВС остаточная стоимость зависит от пробега, то в электромобилях прямой зависимости нет. Тем более, когда производительность аккумулятора снизится, его можно реанимировать.
Дороговизна батареи, кстати, еще один миф об электромобилях. Да, сама по себе цена большая – 3-5 тысяч долларов на Fukang ES600 или 10 тысяч – на моем личном автомобиле. Но аккумулятор состоит из нескольких блоков, и они не выходят из строя все одновременно. Упало напряжение в одном – взяли и заменили. Это значительно дешевле, чем ставить новый аккумулятор. В таком режиме машина может ездить 20-40 лет. И даже после этого срока проблема с утилизацией не такая острая, как об этом говорят, потому что при потере производительности аккумулятор можно использовать для других целей, например для питания data-центров.
Ничего специального электромобиль в себе не несет, но способен проехать значительно больше, чем машина с ДВС. Например, практически все когда-либо выпущенные Tesla сейчас на ходу, не считая попавшие в ДТП.
– В 2021 году, примерно в то же время, когда «Автолайт» стал активно ввозить электромобили, правительство утвердило концепцию по развитию производства и использования электротранспорта. В частности, планируется, что к 2030 году 10% машин будут выпускать с электродвигателем, то есть по меркам 2021-го – до 150 тысяч единиц. По Вашему мнению, насколько эти планы удастся реализовать?
– Не вижу, почему это невозможно. Как только мы и дистрибьюторы «Эволют», Skywell и других марок обеспечим рынок машинами, их гарантийной поддержкой, дилерской сетью с качественным обслуживанием и зарядной инфраструктурой, потребители поймут, что это такие же автомобили, как и бензиновые, но при этом более комфортные.
Евгений Еськов
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №1-2 за 2023 год.
Другие интервью
-
4 апреля 2017
Александр Михайлик «Предпринимательское чутье подсказывает, что получится, а что – нет»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте