Геополитические сдвиги прошлого года, сильно изменившие рынок России и ее внешнеторговую деятельность, привели к стремительному росту доли новых автомобилей китайских брендов в продажах. О том, по какому пути развития может пойти отечественный автопром в новых условиях, говорит Виктор Звагельский, сопредседатель созданной в феврале 2023 года Ассоциации китайских автопроизводителей
– Сегодня в России китайские автопроизводители фактически занимают место автомобильных компаний, которые прежде здесь были широко представлены, и, судя по всему, получат еще больше преференций. В таком случае не пойдет ли это в «минус» развитию отечественного автопрома – его компетенциям, углублению локализации?
– Начиная отвечать на ваш вопрос, я предложил бы сначала рассказать об особенностях ведения бизнеса с Китаем. Это страна – самый сложный экономический партнер, и не только для России, но и для всего мира. С китайцами очень сложно организовывать совместные предприятия. На внешних рынках они готовы занимать территории и производства, вступать в концессионные соглашения, но при этом редко выступают соинвесторами.
Кроме того, Китай был первой страной, которая попыталась закрепиться в России в период ее «дикого» капитализма, наступившего сразу после распада СССР, и, естественно, тогда многие китайские бизнесмены потеряли здесь свои финансовые вложения. То есть они столкнулись со всеми превалирующими в то время факторами нецивилизованного отношения к партнерам. И этот факт пока еще может сказываться на их отношении к российскому рынку.
В связи с этим китайский автопром, конечно, может заменить автомобильные компании, которые прежде здесь были широко представлены, но есть две сложности. Первая заключается в том, что российская сторона готова сотрудничать, но также понимает, что какие бы доступные по цене и качественные автомобили и запчасти китайцы ни предлагали, ей придется развивать здесь что-то малоизвестное, поэтому она будет ждать от своих партнеров адекватного финансового участия. А это, как я уже сказал, далеко не всегда будет получаться.
Вторая сложность – мы можем сколько угодно говорить о том, что Китай является для нас стратегическим партнером в экономической и политической сферах, но китайцы, несмотря на свои амбиции, очень опасаются санкций США. Потому что они еще довольно сильно зависят от Америки, в том числе от доллара. В связи с этим Китай не всегда готов идти на участие в долгосрочных программах. И если мы говорим об организации автомобильных предприятий, то это долгосрочный бизнес с довольно долгим сроком окупаемости. Поэтому, рассматривая потенциал и перспективы китайских компаний в России, все это важно учитывать.
Почему возникла идея создания ассоциации? Потому что «девяносто пять процентов» автомобилестроительных компаний в России остались не у дел. И все эти разговоры о том, что мы забрали автосборочные площади… Ну, забрали – и что дальше? Сейчас на них даже «коммуналку» оплачивать нечем, потому что там нечего делать. Все, кто получил эти площадки, по понятным причинам сфокусировались на Китае. А китайцы не отвечают той взаимностью, которую наши компании хотели бы видеть, так как Китай пока не понимает правила игры. А эти правила – и в логистике, и в таможне, и в налогообложении, и преференциях, о которых вы сказали. Да, сегодня есть китайские производства в России, но это все больше спорадические явления. Китай ожидает четко прописанных мероприятий, в том числе на законодательном уровне.
Поэтому в нашей стране должна быть лоббистская организация – ее функции будет выполнять Российская ассоциация китайских автопроизводителей. Она была учреждена тремя основными общественными структурами России и Китая: Российско-китайским комитетом дружбы, мира и развития, Российско- Азиатским союзом промышленников и предпринимателей и Союзом китайских предпринимателей в России.
В первую очередь, ассоциация нацелена сохранить те преференции, которыми пользовались ранее присутствующие здесь иностранные компании. Но и, как вы верно заметили, мы хотели бы по возможности с учетом сложившейся ситуации эти преференции расширить. Разумеется, все новые инициативы должны быть закреплены в законодательстве России.
Мы хотели бы, чтобы в ассоциацию пришли все те, кто сегодня всеми правдами и неправдами пытается выйти на партнерство с Китаем, и чтобы китайская сторона увидела в нашей организации систематизирующий инструмент, благодаря которому она сможет уверенно работать на российском рынке.
Насколько это осуществимо? Если бы мы говорили о таком инструменте года четыре назад, я сказал бы, что это неосуществимо. Потому что тогда работали другие инструменты, основанные на иных экономических и политических условиях. Сегодня ни один из них не работает. Более того, работать в принципе становится все сложнее, и это касается не только Китая, но и всех наших возможных партнеров на Востоке и на Западе. Как бы мы ни говорили, что у нас идет все хорошо, это не так.
– Вы согласны с тем, что сегодня китайские компании находятся в гораздо более выгодной ситуации, чем ранее, поэтому они ждут, когда им предложат очень выгодные условия?
– Безусловно так. Но я также отмечу, что есть ГАЗ, АвтоВАЗ, «Москвич», в которые при активной поддержке государства вкладываются огромные деньги. Потому что нужны технологии, которые позволят нашим автомобильным брендам конкурировать. Ведь что сейчас происходит? Если раньше российские марки не могли прямо конкурировать с присутствующими здесь иностранными автоконцернами – европейскими, японскими, американскими, поскольку занимали совершенно другой ценовой сегмент, то сегодня с ростом доли китайских автомобилей они вступают в такую конкуренцию. И без соответствующих технологий наши компании проиграют в конкуренции с «китайцами».
Но надо также понимать, что искусственные запреты в сфере производства не помогут развитию отечественного автомобилестроения. Нужно искать золотую середину, благодаря которой Китай и некоторые другие страны, например Индия, которая сейчас тоже очень хотела бы присутствовать на российском автомобильном рынке, смогут предлагать продукты, отвечающие потребностям широкой аудитории покупателей. Китайские компании уже вполне могут конкурировать с большей частью покинувших российский рынок иностранных автомобильных брендов и, соответственно, забрать их целевую аудиторию, причем предложив ей автомобили по гораздо меньшей цене.
То есть китайский автопром – это выход из той ситуации, в которой оказался российский рынок. И наш президент, который всегда поддерживал российские технологии, недавно высказался за развитие в стране производств китайских автомобильных брендов. Это ведь тоже было сказано не просто так. И в этом есть еще политическая составляющая, подразумевающая тот факт, что людей нельзя лишать того, в чем они привыкли испытывать потребность.
Разница между китайским автомобилем, выпущенным три-четыре года назад и произведенным сегодня – несопоставима. И я уверен, что наш рынок готов к ним. Приведу пример. Еще несколько лет назад те, кто покупал итальянские и французские вина, даже не смотрели в сторону российского. Но сегодня ситуация в корне изменилась. Большинство россиян, ранее выбиравших вина иностранных марок, покупают отечественные. И дело здесь не в цене. Наши вина имеют хорошее качество. То же самое будет и с китайскими автомобилями.
– Но если так будет происходить не с российскими автомобилями, а с китайскими, то, выходит, стратегия отечественного автопрома будет развиваться в ином направлении.
– Я сейчас говорю о необходимости расширения предложения, в котором нуждается российский потребитель. Хотя на самом деле я не уверен на сто процентов, что это может быть реализовано. Потому что не уверен в том, что завтра на Китай не надавят так, что он просто не захочет ничего у нас делать. Мы ведь не знаем, как будут вести себя «недружественные» страны по отношению к Китаю, и как будет реагировать на их действия Китай. Наших китайских партнеров этот вопрос довольно сильно беспокоит, тем более что на геополитической арене у китайцев сегодня, как и у нас, немало проблем.
– Есть ли информация о том, сколько китайских автомобильных брендов хотели бы закрепиться в России?
– Если считать только крупные автомобилестроительные компании, располагающие широким модельным рядом транспортных средств, то их насчитывается сорок четыре. Каждая из них, кроме тех, кто уже пришел в Россию, рассматривает возможность работать здесь. Но, как я уже сказал, они ждут, когда появятся четкие правила игры, и заняли свойственную их менталитету и особенностям ведения бизнеса выжидательную позицию. Китайцы будут смотреть, какие мы выработаем законодательные инициативы, как будем поддерживать их, что будет на политической арене.
– Какие решения уже приняты Российской ассоциацией китайских автопроизводителей?
– На данном этапе мы хотели бы создать упрощенную процедуру таможенной «очистки», расширить количество логистических коридоров и сформировать пакет преференций в части производства и сбыта автомобильной продукции.
Все эти решения разрабатываются на основе информации, которую мы получаем от российских автомобильных компаний. Они говорят нам, какую поддержку хотели бы получить от государства во взаимодействии с китайскими партнерами. То есть выработка решений происходит на основе опыта участников рынка.
На сегодня получено огромное количество предложений, которые теперь нужно структурировать, а дальше будем пытаться донести их до Правительства. Уверен, что все выработанные нами предложения будут приняты им. Минпромторг России полностью разделяет нашу позицию.
– Так насколько глубокой может быть локализация приходящих в Россию китайских автопроизводителей?
– Сейчас речь идет о поставке машинокомплектов. Как вы понимаете, для китайских компаний это выгоднее, чем везти сюда готовые автомобили.
Но важно и другое. Приход китайских автопромышленных компаний в Россию позволит начать использовать огромный объем простаивающих производственных мощностей, складских помещений и техцентров, что в свою очередь обеспечит рабочие места. Организация локальной сборки также будет способствовать созданию стабильных каналов поставки запчастей и расходных материалов, необходимых для качественного обслуживания автомобилей, и обеспечит компаниям более гибкое ценообразование, от чего в итоге получит выгоду и конечный потребитель.
– Вы затрагивали тему давления Запада на Китай в части экспорта высокотехнологичной продукции. Вероятно, это главный фактор, сдерживающий локализацию китайских производственных предприятий в России?
– Это действительно большая проблема. Например, сегодня вы не можете купить в Китае не один из выпускаемых там автокранов, потому что устанавливаемое на них программное обеспечение подпадает под категорию «двойного назначения». Могут ли подобные ограничения затронуть трансмиссии, двигатели и другие агрегаты легковых автомобилей и грузовиков, производство которых можно было бы локализовать в России? Вполне возможно, что это произойдет. У США ведь задача максимально парализовать наш рынок. Поэтому здесь многое зависит от позиции Китая, того, как он поведет себя.
– Насколько я понял, как бы там ни было, российское правительство настроено содействовать приходу сюда китайских автомобильных компаний?
– Конечно. Сейчас даже разрешили параллельный импорт. Пока мы в начале пути, и если не произойдет никаких негативных для нас тектонических сдвигов в геополитике, то можно говорить о том, что китайские компании имеют в России огромный потенциал.
Дмитрий Панов
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю»
№3 за 2023 год.
Другие интервью
-
26 сентября 2017
Наталия Рудакова «Каждому пришлось подвинуться в доходности, но отношения с дилерами стали плотнее»
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте